На днях удалось побывать на территории бывшего ОАО "Самарский завод клапанов". Не так давно он являлся одним из крупнейших производителей клапанов и толкателей к карбюраторным, инжекторным и дизельным двигателям. Попасть в его пустующие цеха помогло удачное стечение обстоятельств и благосклонность некоторых людей. Завод большой, на то, что бы весь его обойти, у нас ушло около трех часов.
Фото - обложка рекламного буклета.
История завода начинается 23 октября 1930 года. Построен он базе мастерской №2 "Трактороцентра" и изначально планировался как завод по производству тракторных запчастей.
25 апреля 1932 года была запущена первая очередь завода "Ватозапчасть" - Всесоюзного государственного треста запчастей Наркомата тяжелой промышленности. Ежегодный выпуск продукции оценивался в 1,5 миллиона рублей.
Первыми изделиями завода были: поршневые пальцы, валики вентилятора, валики коробки скоростей. Позже предприятие освоило выпуск шатунных болтов и клапанов.
Название предприятия менялось много раз. С 24 декабря 1934 года - Средневолжский завод "Трактородеталь", с 1937 года - "Глававтотрактородеталь".
В 1937 году было принято решение о расширении завода. В основу расширения было положено постановление Совнаркома СССР от 15 января 1937 года за №57 "Об освобождении автотракторных заводов от производства запчастей". Также хотели избавиться от диспропорции мощностей основных цехов. Например, в то время, мощность кузнечного и термических цехов значительно превосходили мощность механического цеха. Для выполнения программы расширения добавился парк оборудования - 123 станка, в том числе для механического цеха 80 станков. Рабочей силы 459 человек. Расширилась и территория, производственные площади на 1800 кв. метров и бытовые на 470 кв. м. Завод территориально расширился примерно в два раза, а его мощность увеличилась по сравнению с 1936 годом - в три раза.
В 1939 году название завода снова меняется, теперь он - Куйбышевский государственный союзный завод "Автотрактородеталь". Название менялось много раз - "Автодеталь", "Главтрактородеталь". В 1970 году завод переименовали в Куйбышевский завод клапанов.
В период Великой Отечественной Войны завод выпускал осколочные и противотанковые мины и сопла для реактивных снарядов. В послевоенное время завод стремительно развивался. Ассортимент выпускаемой продукции рос: клапаны, шатунные болты, толкатели к тракторным двигателям. Был единственным предприятием, обеспечивающим выпуск клапанов для всех тракторных заводов СССР.
В 1959 году, постановлением Совмина РСФСР завод превращен в комплексно-автоматизированное предприятие. В 1961 году, на предприятии впервые в СССР были запущены автоматические линии по производству клапанов к двигателям СМД-14.
Выпускаемая заводом продукция относилась к ответственным и высоконагруженным деталям.
Всего на начало 90-х годов, завод производил 27 типоразмеров впускных и выпускных клапанов. 9 видов шатунных болтов. При этом, качество продукции постоянно совершенствовалось.
Завод так же выполнял оборонные заказы. Изготавливал клапана для армейских КАМАЗов.
Грузовой лифт.
В период с 1989 по 1994 год в связи с изменениями геополитического и экономического характера произошел резкий спад объемов производства, снизились объемы потребления клапанов и шатунных болтов для тракторных двигателей. Практически, к 1994 году объемы производства снизились по сравнению с 1989 годом на 85%.
В 1993 году было проведено акционирование завода. Постановлением Администрации Самарского района г. Самары зарегистрировано открытое акционерное общество "Самарский завод клапанов".
Для сохранения производства произведена его переориентация на завоевание рынков сбыта клапанов для автомобильных двигателей. Проведены организационные и технико-экономические мероприятия по подготовке производства и освоению выпуска автомобильных клапанов.
В результате рост объемов производства, начиная с 1996 года изменилась в положительную сторону. Так, в 1996 году рост объема производства по отношению к 1995 году составил 100,1 % , в 1997 - 108,4%, а в 1998 году возрос до 125,3%.
В начале 2000-х на предприятии открывается цех-лаборатория, где опытными партиями выпускаются совершенно уникальные клапаны для любых типов двигателей, которые еще только разрабатываются конструкторами моторных заводов.
Начиная с 2000 года на заводе проводится автоматизация производственных процессов, закупается новое оборудование, штат укомплектовывается высококвалифицированными специалистами.
Первые иски о несостоятельности предприятия начались в конце 2010 года. Завод клапанов задолжал налоговой службе порядка 55 млн руб.
В конце 2014 года Самарский завод клапанов был признан банкротом. Производство закрыли. Часть оборудования раскупили, часть сдали в чермет.
Сначала на территории бывшего завода планировали построить торговый центр, но по последней информации, здесь будет жильё бизнес-класса.
Сейчас некоторые цеха потихоньку разбирают.