На второй день в Стокгольме у меня было запланировано посетить все основные достопримечательности, которые уже давно были в моем списке. На самом деле таких мест было мало, о стокгольме я знала совсем немного, и планировала уже на месте решать, что делать. А все, что знала, запихала на второй день, и он получился очень активным. И, наверное, самым классным за всю поездку :)
У меня уже начал действовать мой Stockholm Pass, так что в планах было в том числе по полной его использовать. По факту - с часами работы всех достопримечательностей и активностей мне удалось посетить всего три из них, зато качественно и с удовольствием.
Начали день мы с подругами с того, что снова навестили нашу сакуру. Вот она, красавица, уже распускается:
Но по плану у нас, конечно, была не сакура, а катание на корабликах. Стокгольм, как я уже писала, стоит на множестве островов, исторически тесно связан с морем и судоходством, весь буквально пропитан морским духом, и поэтому смотреть его с воды кажется более чем логичным. Это не считая того, что я в принципе люблю такие водные прогулки и по возможности всегда их беру, а города с воды дают новую перспективу и новый слой восприятия.
Мы специально шли заранее к первому отправлению кораблика, потому что предполагали очередь, и не ошиблись. Дело в том, что апрель все еще считается низким сезоном в Стокгольме, и многие достопримечательности работают по зимнему времени, в полсилы. Только вот при этом как-то не учли, то на Пасху будет хорошая погода и приедет много туристов… Так что самый первый кораблик мы пропустили - и даже не столько потому, что были огромные толпы, а скорее потому, что очередь двигалась ну просто чудовищно медленно. Шведы, конечно, очень милые и приветливые, но цели работать быстро у них явно нет. В Гонконге это бы вообще не считалось очередью и прошло бы минут за 20, мы же стояли около часа именно из-за скорости работы кассиров. И да, имейте в виду - если у вас Stockholm Pass, в очереди, в сожалению, тоже придется стоять, просто чтобы показать его и получить билет. Не могу сказать, что это долгое стояние меня как-то сильно напрягло или расстроило, но из-за него мы потеряли час и нам пришлось поторопиться в последнем музее.
Сама экскурсия была познавательная и приятная: аудиогид немного рассказал об истории и географии Стокгольма, мы проплыли мимо центральных районов и посмотрели на них со стороны и получили дополнительное представление о городе. Длится экскурсия по каналам около часа, надоесть не успевает :) В летнее время в Стокгольме проводятся и другие водные туры, они тоже включены в пасс - в общем, приезжайте сюда летом!
После кораблика у меня был запланирован один из самых известных музеев Швеции - музей под открытым воздухом Скансен. Туда можно добраться на автобусе или трамвае, но это скучно! Мы пошли пешком, причем сделали это осознанно - дело в том, что дорога туда идет вдоль живописной набережной, которые мы уже оценили с воды. Если я писала, что старый город не произвел на меня особого впечатления, то именно эта набережная и центральный район Остермальм как раз очень понравились. Район застраивался в конце 19 века по образу и подобию Парижа, и у них вполне получилось. Ну а Париж - это красиво :) В тому же этот район исторически - самый дорогой в Стокгольме, и по нему это заметно: роскошные здания, красивые фасады, широкие улицы, платановые аллеи… В общем, не только собрали все самое лучшее, но и до сих пор поддерживают в отличном состоянии.
По набережной можно выйти к острову Юргорден - именно здесь и расположен музей Скансен. И не только он - это такой огромный остров, где собраны развлечения на все случаи жизни: и множество самых разных музеев, и парк развлечений Грёна-Лунд, и просто большой парк, где местные любят гулять, бегать и кататься на велосипедах.
Нас же в первую очередь интересовал этнопарк Скансен - самый старый подобный музей. Сейчас этнопарки - или музеи под открытым небом - есть почти в каждой стране, и часто даже несколько, но именно этот был основан еще в конце 19 века, и теперь его название стало именем нарицательным для подобных музеев.
Основная идея Скансена - собрать различные дома и постройки со всей Швеции и представить их на одной территории. Но просто смотреть на дома скучно, поэтому парк оброс деталями: например, во многие из домов можно зайти и не только посмотреть на интерьер, но и пообщаться с сотрудниками парка, представляющими эту локацию и одетыми в одежду конкретной эпохи и местности. В общем, эдакие NPC :)
В некоторых из зданий открыты кафе и магазины, и одно такое кафе - в “городской” локации - мне особенно понравилось, потому что все детали постарались сделать в соответствующем стиле. Здесь подавали кофе, сендвичи и тортики, причем тортики стояли на отдельном столе и можно было выбрать приглянувшийся. Все чашки и тарелки были разные, в “бабушкином” стиле, с кружевными салфеточками - сплошное мимими и уютность.
Но городской район мне показался самым скучным - такие города можно и сейчас посмотреть по всей Европе. А вот деревенские здания - это уже интересно! На территории собрано много ферм с разных концов Швеции, но, к сожалению, название региона мне ни о чем не говорит - в региональных различиях я совсем не разбираюсь. Что запомнилось - это воссозданные интерьеры ферм. Швеция в 18-19 веках была бедной страной, никакой роскоши в домах нельзя было встретить, но в каждой детали чувствуется скандинавская сдержанность и аккуратность: фермерские дома выглядели хоть и побогаче домов батраков и крестьян, но - как и сейчас - никакого огромного разрыва не чувствовалось.
Мое любимое - вот такие вот расписные мотивы, встретившиеся в одном из домов. Уже позже я увижу их в музее, но узнала о них я именно в Скансене. Смотрительница дома рассказала нам, что их достали специально по случаю Пасхи - ими украшали дома на крупные праздники. Что там изображено? Различные библейские мотивы. А выглядят они так, потому что художник так видел :) В провинциальной Швеции не было особо много хороших художников, рисовали как умели, в исторические детали тоже не углублялись и рисовали по тому, что видели вокруг, поэтому библейские персонажи и выглядят, как современники этих самых художников.
Также на территории этнопарка можно было встретить загоны с животными. Ну а как же - фермы, и без зверей? Так что коровы, овцы и прочие козы тут тоже были представлены, что добавляло еще больше колорита. Чуть дальше, на окраине парка, располагались и вольеры для хищных зверей, живущих на территории Швеции - волков, рысей, медведей.
Самая моя любимая часть - это северная Швеция. Во-первых, из-за избушки на курьих ножках. Которая, конечно, не имеет никакого прямого отношения к русскому фольклору, а вот опосредованное - имеет. Дело в том, что эту постройку привезли из региона саамов, живущих на севере Швеции. У них она служила в качестве зернохранилища и стояла высоко над землей, чтобы грызуны не съели запасы. Саамы - или их близкие финно-угорские родственники - граничили и со славянскими племенами, откуда, как считается, и пришла к нам легенда об этой самой избушке. Но все равно глядя на нее думаешь вовсе не о зерне :)
А вот это - уже обычная шведская ферма, но тоже с самого севера Швеции. Мне кажется, или их архитектура созвучна северной русской? Я мало ее видела, но чем-то немного напоминает и Кижи, и фотографии русского севера, которые я видела. Интерьер тоже легко представить в какой-нибудь нашей избе.
Уходить из Скансена совсем не хотелось. В хорошую погоду - а там с ней повезло - тут можно легко провести вообще весь день, чтобы все детально осмотреть, неторопливо погулять, пообщаться с “NPC” и просто отдохнуть. К сожалению, целого дня у нас не было, потому что на остаток дня мы запланировали еще одно необычное место. Ну как остаток - не остаток суток, конечно, а остаток музейного дня - как я говорила, все в Швеции закрывается очень рано, и следующий музей мы должны были осмотреть до 5 часов дня!
Куда же мы так хотели попасть? В еще одно место - одно из немногих - о котором я слышала еще до того, как начала планировать поездку в Стокгольм. Речь идет о музее Ваза - музее затонувшего корабля. Вот казалось бы - ну корабль, ну затонул? Думала, что взгляну на него быстренько - ну за полчаса максимум - и пойду дальше. Но нет. Это правду крутой музей, и вокруг одного корабля шведы выстроили прекрасную историю и о кораблестроении, и об эпохе в целом.
В чем же суть? Корабль Vasa - это единственный в мире сохранившийся до наших дней корабль XVII века, причем сохранившийся почти целиком - на 95%. Его построили в качестве устрашающего военного корабля - в то время мощь Швеции на Балтийском море была очень значительной. В общем, Ваза - это такой Титаник своего времени, только военный. Построили его и стали выводить из порта Стокгольма… Но тут что-то пошло не так: даже не выйдя в открытое море, он начал крениться, и практически сразу же ушел под воду недалеко от современной Фотографиски.
Модель в "миниатюре":
До сих пор идут обсуждения, что же пошло не так. Ведь в то время уже умели строить корабли - по крайней мере, в такой морской державе, как Швеция. И строил его умелый мастер. Одна из теорий говорит, что король захотел разместить на корабле больше пушек, чем обычно, и это сместило центр тяжести.
Помимо самого корабля и его истории в музее много рассказывалось о том, как его нашли и подняли. Дело в том, что технологии 17 века не позволяли поднять такую громадину. И если современники еще хорошо помнили, как корабль тонул, то со временем точное место забылось, а затем и сама история стала уже преданием. Но все же не канула в небытие. Так, в середине ХХ века энтузиасты вновь принялись за поиски корабля - сначала надо было определить, где именно он затонул. Место удалось определить, и стали думать, как же его поднять. Но 20 век - не 17, и здесь на помощь пришли технологии. Отдельная выставка рассказывает о том, как были построены специальные пилоны и найдены подходящая техника, позволяющая поднять корабль, не повредив.
Самая большая удача - что Ваза затонул именно в этом месте, а не в открытом море. Как я писала в прошлом после, Стокгольм стоит на месте, где пресная вода озера смешивается с соленой морской. Кораблей за всю историю тонуло большое количество, но большинство из них - в море, и соленая вода быстро приводила их в негодность. Большое количество пресной вод позволило сохранить Васу в хорошем состоянии на протяжении трех веков. Именно это и впечатляет больше всего - мы видим не реплику, а самую настоящую историческую реликвию. Еще впечатляет размер этой громадины, но это уже другой вопрос :)
Васа завалилась на бок перед тем, как окончательно утонуть:
Жизнь нижних палуб:
Помимо истории Васы, на территории музея был отдельный зал, посвященный женщинам той эпохи. В феминистическом духе шведы заявляют, что в 17 веке женщины активно участвовали в жизни общества де факто, хотя де юро у них не было практически никаких прав. Не знаю, преувеличили ли они что-то в этом вопросе, но вполне верится, что какая-нибудь бодрая деловая вдовушка могла управлять делами покойного мужа - но скорее в качестве исключения, а не как закономерность.
Музей мне очень понравился, я с чистым сердцем рекомендую его всем, даже если тема кораблей и мореходства вас ну вообще не интересует. Я знаю о кораблях той эпохи в основном по научно-документальным “Пиратам Карибского моря” и не сказать, что обладаю особыми знаниями о парусных кораблях, но этот музей способен заинтересовать любого! А ведь казалось бы - просто музей вокруг старого корабля, история которого даже не успела начаться.
На самом деле все наши активности на тот день еще не закончились. Но пост получился уже таким длинным, что еще кое-что занятное я расскажу в одном из следующих - менее насыщенных дней, а здесь на этом закончу :)