Mister Sunshine, Short Treks и Доктор Кто

Nov 12, 2018 23:37

И еще немного о сериалах, которые я посмотрела в последнее время. На самом деле хочется рассказать об одном - но он мало кому знаком, так что чтобы не было скучно, напишу еще свои впечатления от последних серий Доктора Кто и Short Treks.
А рассказать я хотела о дораме Mister Sunshine, которую вот буквально на днях закончила смотреть. С дорамами я пока решила повременить и не смотреть все подряд, потому что поняла, что мне нравятся очень немногие, а время они отнимают только так. К тому же я для себя определила, что мне нравятся исторические дорамы (по крайней мере на примере Алых сердец Корё и Бунтаря Хон Гиль Дона), так что на них я пока и остановлюсь. Заодно историю Кореи выучу :) Ну, учила же я историю Австрии по мюзиклам, чтотакова?




Mister Sunshine - как раз такая историческая дорама, хотя по названию я бы подумала, что это какая-то дурацкая мелодрама. Но нет, это именно историчка, и, что сделало дораму особо ценной для меня - про исторический период конца XIX - начала ХХ века, когда в Корее происходили очень важные перемены.
Если Алые Сердца - это просто красивая сказочка в типа-исторических декорациях (что вы знаете об эпохе Корё? Не страшно, корейцы о ней тоже немного знают), то здесь - это уже почти наше время, если смотреть в исторической перспективе. Это время, о которым мы много знаем и прекрасно представляем, что творилось в это время в России, Европе, Америке… Про Корею я лично не знала примерно ничего в этом историческом периоде, о Японии - чуть больше, но только потому что я ей интересовалась и была в стране. А вот тут сериал попытался нам рассказать, что же там происходило.

Да, я сразу вынуждена признать, что это не самая сильная на свете историческая картина. События показаны очень субъективно и избирательно, слишком уж однобоко и совершенно необъективно. Японцы все как один выставлены плохими, мерзкими, злыми - вообще ни одного положительного или нейтрального персонажа. Это ужасно раздрожало. Многие упомянутые в исторической хронике события никак не отразились в сериале. Ну и вообще… будем считать это фантазией на тему… На тему чего?

А вот тут будет ответ, почему мне этот сериал так понравился, несмотря на весь его ура-патриотизм. Он охватывает эпоху с конца XIX по начало XX века - время, когда Корея пережила очень большие изменения. Я смотрела половину сериала с телефоном в руках, гугля все события и действующих лиц, чтобы сложить в голове картинку, и вкратце получилось, что к концу XIX века Корея все еще оставалась глубоко в своих средневековых традициях. То есть буквально, ничего не менялось уже много веков, это в начале сериала даже заметно - все выглядит и происходит ровно так же, как в Хон Гиль Доне, который вообще-то был несколько веков назад. Ни мода, ни обычаи, ни технологии, ни тем более сознание людей - та же конфуцианская бюрократия, тот же феодализм, тот же уклад жизни. Сравните, что за последние 2 века на тот момент произошло в Европе!
Но при этом в мире все стремительно меняется - технический прогресс шагает по миру, империализм, все дела. Даже Япония уже вступила в новую эпоху - Мэйдзи. Пал японский железный занавес, начались контакты с западным миром, активная торговля, поставки оружия - и за несколько десятилетий Япония из такого же средневекового государства превратилась в новую военную силу на Тихом океане, с которой надо считаться. Это уже вам не самураи с мечами бегают.

Так что теперь Корею - или как ее тогда называли - Чосон со всех сторон окружили более развитые во всех отношениях державы: США, Китай, Россия, Япония. И все от нее чего-то хотят: открыть границы, начать торговлю, пустить на свою территорию иностранцев, дать промышленникам строить железную дорогу... У Кореи нет современной армии, технологий, промышленности, нет понимания, что происходит в мире, и, главное, понимания, что этот мир изменился. И, в общем-то, им ничего не остается, кроме как идти на все уступки, пытаясь сохранить лицо. Часть населения против, другая - радуется прогрессу. У них строят трамвай - это ведь примерно как если бы у нас тут приземлился “Энтерпрайз”. Наиболее прогрессивным считается уезжать учиться в Японию, учить английский и японский, носить западные костюмы и вообще подражать Японии в ее скачке.



В общем, примерно в таких декорациях начинают развиваться события сериала. Он охватывает около 10 лет и заканчивается с аннексией Кореи Японией - до этого же глазами персонажей показывают, что и как к этому привело. И вот именно этот исторический момент - момент перемен - я считаю главной темой этого сериала, и именно тем, что меня в нем привлекло. Да, там есть личные персонажные линии, но они теряют значимость на фоне исторических событий, да и ближе к концу сериала персонажи тоже оказываются подчинены этой идее - разумеется, речь идет о борьбе со злой Японией за независимость. (Правда, сначала половину сериала все выясняют, кто кого любит и кто кому кто, а события начинаются ближе к концу, но что поделать...).
Интересно также было посмотреть на Русско-Японскую войну глазами Кореи. Ну, мы-то ее проходили в школе, знаем, что Россия проиграла и отдала половину Сахалина, но едва ли кто-то вообще думал о какой-то там Корее. Она в войне не участвовала, но на тот момент уже настолько плотно находилась под протекторатом Японии, что не особо выбирала, то делать - поэтому в ее водах проходили военные действия, по территории на поездах поставляли снабжение, и вся страна был подчинена целям Японии. А даже если бы и выбирала, то сил сражаться у нее и не было.

Это я сейчас кратенько обрисовала исторические события :) Теперь о персонажах и их сюжетах. Как всегда в дорамах, особенно исторических, тут обязательно будет очень геройский герой и очень трогательная героиня, которые на протяжении всего сериала будут сталкиваться со множеством трудностей, которые только больше укрепят их любовь. Как всегда, тут будут и другие персонажи, которые тоже любят главную героиню и готовы пойти на что угодно ради нее, но она, конечно же, останется непреклонной. Будут злые аристократы и мудрые аристократы, предатели, благородные рабы, преданные слуги и хитрые женщины, плетущие интриги…
Будут еще злые японцы, которые периодически умирают от рук главных героев, но потом заменяются другими - еще более злыми, но по сути для сюжета ничего не меняется. Будет довольно безвольный, но хороший император (я, правда, так и не поняла, почему Корея вообще империя 0.0 Как я почерпнула из Википедии, ее так назвали, чтобы она не сильно расстраивалась из-за своей фактической беспомощности). Император, кстати, неплохо показан - как человек пытается сохранить в руках хоть какие-то остатки власти, не теряя достоинства. Не получилось. Но не факт, что кто-нибудь более решительный и деятельный на его месте справился бы лучше - ну разве что добился бы лучших условий от Японии.



Но я остановлюсь на пяти главных персонажах:
Чо Ю Джин или Юджин Чве - главный герой, красивый, сильный и благородный. Сын рабов, родителей которого убили злые хозяева (типичный штамп исторических дорам). Смог в детстве сбежать в США, где вырос и стал офицером, и уже во взрослом возрасте направлен в Чосон. Кореец для американцев и американец для корейцев. Старается быть объективным и отстраненным, но постепенно все больше вовлекается в борьбу за независимость Кореи. Взаимно влюблен в главную героиню, но как минимум половину сериала они с этим не могут разобраться.

Ко Э Шин - главная героиня, дворянка очень высокого происхождения, чьи родители однако были в ополчении и погибли в Японии, а ребенка воспитывал дедушка и родственники. Дедушка отдает ее на обучение другому ополченцу, и вот к моменту начала действия она бодро стреляет из русской винтовки, прыгает по крышам и охотится на коллаборационистов. Ну чем не Кира Нерис? По законам дорам она вся трепетная, но стойкая, ее волю не сломить, а любовь ее вечна. Нувыпоняли.

Ку Дон Мэ - глава местной ячейки якудза (“общество Мушин”), кореец по происхождению, причем из самых низких слоев. Бандит с чистым сердцем, по типажу немного напоминает 8-го принца из “Алых сердец”. Весь такой брутальный, но, разумеется, тоже влюблен в главную героиню и ради нее готов на все.

Ким Хи Сон - жених главной героини, который десять лет развлекался в Японии, а теперь свалился как снег на голову с напоминанием о том, что пора жениться. Героиня, конечно, жениться не хочет. Для полноты картины Ким Хи Сон еще и сын тех злых дворян, которые убили родителей Юджина. А сам из себя он такой весь напомаженный и одетый с иголочки щегол, который только и делает, что играет в карты в западном отеле и всячески прожигает жизнь. Думаете, с ним все понятно? Я тоже так думала… а потом он стал моим любимым персонажем.

Кудо Хина или Ли Ян Хва - богатая молодая женщина, владелица западного отеля “Глория”, вдова какого-то японца и дочь одного из главных коллаборационистов. Носит японское имя и европейские платья. Влюблена в Ку Дон Мэ, но, ясное дело, без взаимности. Умеет фехтовать и плетет свои интриги. Общается напрямую с императором. Сразу незвлюбила главную героиню понятно за что. Думаете, и с ней все понятно? А вот и снова нет! Мой любимый персонаж номер два :)



За что я благодарна этого сериалу, это что он пошел против канонов дорам и показал нам, что совы не то, чем они кажутся. Казалось бы, можно было ожидать змеиного клубка интриг и противостояния между этими персонажами, взаимных подстав и расправ, как мы видели, например, в тех же “Алых сердцах” - да и первые серии намекали на такое классическое построение сюжета. Но нет, все оказалось куда интереснее: не буду вдаваться в детали, но все персонажи удивили (кроме двух самых главных, потому что они просто классически-хорошие) и порадовали. Основной нарушенный канон - что, даже несмотря на ревность и невозможность обладать объектов любви, они находят более общие важные цели, которые их сплотили и сдружили. Так ни Ку Дон Мэ, ни тем более Ким Хи Сон не перестали любить главную героиню, но они признали ее право быть счастливым с другим (ну ладно, о счастливых там речь не идет...), а другого - то есть Юджина - признали хорошим и благородным.
Кудо Хина проявляла неприязнь к Ко Э Шин, но это не мешало им стоять на одной стороне и быть союзниками. И история дружбы троих мужчин и двух женщин для меня стала куда более сильной, чем довольно банальная любовная линия. Для дорамы, я считаю, это прямо огромное достижение!



Еще одна тема, плавно вытекающая из этой - почему так получилось? Почему они не противостояли друг другу? Ведь Ку Дон Мэ мог легко убить Юджина, Кудо Хина - сдать или подставить Ко Э Шин, а Ким Хи Сон - не отменять помолвку, а жениться на Ко Э Шин, как и настаивали их родственники. Но в дораме красной линией проходит идея, что помимо этих любовных многоугольников у всех есть и более важная вещь - свобода и независимость Кореи. И к концу сериала каждый из героев - как может - борется за нее. Ко Э Шин - в рядах повстанцев, Юджин вновь возвращается в Корею, потому что не может сидеть в безопасной Америке в стороне, Ку Дон Мэ встает против своего учителя, Кудо Хина оказывается одна и жертвуем делом всей своей жизни, и даже Ким Хи Сон, который в начале казался совсем бесполезным и дурацким, находит свое место в этой битве.
Мне очень понравилось, как в конце трое героев - такие разные, с совершенно разным происхождением и целями - вновь встретились - это был хороший завершающий момент их сложного путешествия длиной в десяток лет, за время которого они по-настоящему сдружились. Не менее понравилось, и как обе героини действовали вместе в конце - когда вся ревность и ненависть уже давно были забыты.

Но были вещи, которые не понравились:
- Как я уже сказала, плохие японцы. Прямо ПЛОХИЕ. Карикатурные такие. Ну как-то… все было несколько сложнее, а выставлять всю нацию вот так - просто некрасиво. Это меня лично очень покоробило в сериале, хотя может корейцам ок. Интересно, они продали эту дораму в Японию?..
- Провисание сюжета. Из 24 серий сюжетных где-то половина, все остальное - красивые пейзажи, любовные разборки, доооолгие диалоги и никакого развития характеров. Увы, это довольно типично для дорам - только ближе к концу они начинают набирать оборот, и там уже невозможно оторваться.
- Последняя серия. Драма! Драма-драма. Ну вот зачем так? Зачем столько смертей? Сначала было печально и жалко, но под конец это уже была считалочка про 10 негритят. В общем, тут явно пережали. Я вообще не считаю, что уровень драматичности зависит от количества смертей.
- Самый конец… Ну, тут уже немного о моих завышенных ожиданиях, но мне хотелось, чтобы показали уже время после Второй Мировой, свободную Корею и старушку Ко Э Шин, которая публикует фотографии и рассказ об их борьбе. А то закончилось-то как бы на позитивной ноте, но всем же ясно, что было дальше 0.0

“Поскольку мир-мир-мир, отныне мир-мир-мир,
и больше сроду,
сроду никогда!”

Ладно, хватит о дорамах, я же не только их смотрю :) Например, недавно вышла еще одна серия Стар трека в рамках проекта Short Treks - 4 короткие истории на основе сериала Star Trek Discovery. О прошлой я уже писала и она мне понравилась, так что я с интересом ждала новую под названием Calypso.


В отличие от прошлой серии, здесь сюжет не строится вокруг известных нам персонажей и вообще происходит в будущем, спустя 1000 лет, на заброшенном корабле “Дискавери”. В принципе, это все, что есть от трека, а серия с подобным сюжетом могла быть и в Черном зеркале (с каким-нибудь дополнительным твистом) или даже, с натяжкой, в Докторе. В общем, к чему я это - серия на самом деле отличная! Мне все еще не нравится формат коротких серий, в который ничего не запихнешь, но в этом сюжете они выжали все, что можно из этого времени и сделали пусть и простую, но хорошую историю.
Она заключается в том, что главный герой (он не персонаж Дискавери, мы о нем ничего не знаем) оказывается на пустом космическом корабле - как раз-таки том самом “Дискавери” из сериала, экипаж которого покинул его 1000 лет назад по неизвестным нам обстоятельствам. Помимо него на корабле никого нет… не считаю искусственного интеллекта. Вся эта короткая история - о них. Здесь нет никаких злых твистов и неожиданных поворотов, но в итоге именно это и оказывается неожиданностью - мы-то слишком привыкли к “восстанию машин” и злому AI.



Как я уже сказала, эта микро-серия мне очень понравилась сама по себе - я люблю тему AI, мне понравился сюжет и воплощение… Да, в общем-то, все понравилось. Только вот постоянно приходилось себе напоминать, что эта история имеет какое-то отношение к Стар треку - в серии про Тилли таких сомнений не было, здесь же от трека был только антураж корабля “Дискавери”, а мне этого как-то недостаточно :) Так что я все еще не поняла, что эта история делает именно в рамках Star Trek: Discovery, но если об этом не задумываться, а рассматривать ее просто как отдельную серию в отрыве от всего - то все отлично :) Но еще лучше было бы, если бы они все эти сюжеты развивали и делали просто в сериале!

Также продолжаю смотреть “Доктор Кто”. О прошлой серии (11x05, The Tsuranga Conundrum) я не писала, потому что никак не могла определиться с впечатлениями - вроде бы, ничего такая серия, наконец-то космос, интересные новые персонажи и персонажные линии (пилот вообще классная!)…

Но послевкусие осталось неприятным, и дело тут не в серии - она не плохая, но и не особо хорошая, мне нечего о ней сказать. Дело в самом Докторе - в этой серии она мне очень не понравилась. До этого я смотрела весь сезон с мыслью, что ну дааа, сценарий слабенький, ничего не впечатляет, зато какая классная Доктор! Да, у нее были свои issues, но это было в рамках “ой как мило”, но в прошлой серии сценаристы явно перегнули палку, и вместо Доктора я увидела какую-то растерянную женщину с вундервафлей в виде Тардис и отвертки, но стоило забрать у нее Тардис, и она начала истерить практически на ровном месте, создавать панику и вообще вести себя… странно. Как простой человек без тысячелетнего опыта и знаний за спиной. Она просто терялась на фоне экипажа корабля, ее никто не воспринимал, она не знала, что делать и ни в чем не была уверена - и все это поведение вызывало у меня финский стыд. За нее. Это не то чувство, которое вызывает Доктор.
Мой Доктор не то чтобы все знает и может - но он знает и может много. В том числе он может ошибаться и творить фигню, он не всегда выходит победителем, но он умеет просчитывать наперед, знает НАМНОГО больше землян из любого века, видел всю Вселенную и… уверен в себе. Куда делась уверенность в 13-м Докторе? Куда делась харизма лидера, за которым все тянутся и доверяют? Я не могу себе представить, чтобы она сказала коронную докторовскую фразу - Trust me, I'm the Doctor, потому что она и сама-то в себе не слишком уверена.
В других сериях эти черты были не так отчетливо показаны, но к 5-й серии меня нагнало осознание, что мне это в Докторе совсем не нравится. И концепт такого Доктора - тоже. Так что новую, 6-ю серию я начала смотреть с огромной надеждой, что нам покажут уже нормального Доктора, Таймлорда, а не потерянную и неуверенную в себе барышню. Если это сделано для того, чтобы было проще сочувствовать Доктору и ассоциировать себя с ней, то со мной это не работает - ассоциировать я хочу себя со спутниками, а Доктор - это что-то волшебное, недостижимое и инопланетное.

И я не люблю вот это выражение лица Доктора :)



И 6-я серия - Demons of the Punjab - произвела на меня хорошее впечатление. Мне понравился сценарий, понравилось, как было снято, понравились красивые виды, понравились неожиданные инопланетяне-которые-не-убийцы. И Доктор, как мне показалась, вела себя местами уже более по-докторски, в ней проскальзывало то, что я хочу в ней видеть. То, что не хочу, тоже проскальзывало. Но, как и в “Розе”, мне не понравилось, что опять упор на социалку и угнетение - теперь не черных в Америке, а Англия и раздел Индии. И местные этнические конфликты. И это хорошие и интересные темы, я бы про них что-нибудь посмотрела, хотя казалось бы - Пакистан уж точно не страна в топ-100 моих интересов. Но я не хочу смотреть все это в Докторе. Это как-то… неуместно. Я хочу фантастику, а не социалку. Я понимаю, что серия во многом про раскрытие персонажа Яз и ее эмоциональную связь с семьей, но для меня это не сработало, как не сработала и "Роза" (которую большинство англо-язычных поклонников называет лучшей).

И уже в рамках сценария мне не понравилось то, что уже проходило красной линией через некоторые серии: сюжет строится не на Докторе. Она наблюдатель, но она не участвует в событиях, не влияет на них, не является главным актором - а ведь очень часто Доктор оказывается в центре событий и тут же начинает ими управлять.
А здесь история бы не поменялась, если бы ее там не было - фактически, она не сделала ничего. И спутники не сделали ничего. Они стояли и смотрели, а события шли мимо. Да, они поговорили с участниками событий, с инопланетянами, Доктор поуговаривала “главного плохого парня” - но это опять ничего не привело. Если убрать из серии Доктора, спутников, Тардис и инопланетян (они тоже ничего не делали :)), история вообще не поменяется. И это будет хорошая серия, но причем тут сериал “Доктор Кто”? И все же это пока самая качественная серия этого сезона, на мой взгляд - просто потому что остальные серии такие... meeeh.

То же самое я писала выше про Short Treks - все отлично, но где тут сам Трек? Может, сценаристы считают, что эти вселенные себя изжили?

К слову о съемке - посмотрите, какие красивые кадры!









Кстати, я тут начала пересматривать Доктора Кто с самого начала (ну, не с самого, конечно, а с 9-го Доктора :))) - я поняла, что 9-го я вообще почти не помню, да и любимый 10-й начинает забываться. А сложно сравнивать и говорить, что раньше было лучше, если я плохо помню это “раньше”. Посмотрела пока всего две серии и… ну отличные же! Сразу и сюжет, и персонажи, и вундерфафли показали, и про Доктора пару слов сказали, и драмы немного отвесили, и нормальную фантастику выдали, - и никаких провисаний, никаких “ну нам же надо представить персонажей”... Почему сейчас так нельзя делать? 0.0

doctor who, дорамы, star trek discovery, сериалы, star trek

Previous post Next post
Up