... Я и так обычно быстро читаю, но Неаполитанский квартет - четыре немаленькие книги, я прочитала всего за одну неделю, пока отдыхала на море. По правде сказать, это было моим основным занятием - я читала в номере, на пляже, на прогулке, иногда даже в ресторанах, и лишь изредка отрывалась на другие раздражители вроде купания в море или общения с друзьями в мессенджерах. Я вообще могу читать "запоем", поэтому обычно предпочитаю этого не делать - иначе пропаду из окружающего мира. Но поездки - хорошее время для чтения, а уж чтение интересной книги в сочетании с валянием на пляже - идеальная комбинация!
Под катом очень много текста, который будет интересен только тем, кто читал, ну или хотя бы кто не боится спойлеров.
Четыре книги - первая называется "Моя гениальная подруга", а остальные три названия запоминаются хуже - это в общем-то одна история в четырех томах, поэтому рассматривать их отдельно друг от друга как-то бессмысленно. Но все же по впечатлениям первая получилась самой интересной, а последняя - самой драматичной. О чем же эта история?
Если очень кратко, то о двух девочках из бедного неаполитанского квартала и их жизни с возраста 6 лет до 66. Об их дружбе, взрослении и старении и обо всем, что с ними происходило на жизненном пути. О жизни, в общем :) Если бы не рекомендация
jerzy_kovalskiy, по одному только описанию я бы вряд ли начала это читать: про Италию мне не слишком интересно, а описание звучит как-то сентиментально и сразу понимаешь, что без любовей тут не обойдется. И да, это так :) Но не только.
Один из моих любимых пластов - это описание жизни Неаполя в середине ХХ века. Я была в этом городе пару лет назад, а мама была там в начале 80-х, и что тогда, что теперь впечатления у нас сложились примерно одинаковые: колоритно, но это явно не самый красивый, чистый и безопасный город Италии. А другими словами - грязно, обшарпанно и неспокойно. Южный менталитет чувствовался намного сильнее, чем на курортной Сицилии, и мы шутили, что лучшее место в городе - это вокзал. Хотя после пиццы и ламбруско жизнь засияла новыми красками.
У Ферранте Неаполь показан так ярко и достоверно, что ты и сам в него погружаешься. С одной стороны он узнаваем через все наши стереотипы об Италии, как мы видели ее в фильмах. Все эти дворы с натянутым на веревках бельем, громкими итальянскими мамашами, шумными выяснениями отношений в колорите старинного итальянского города... Читая книгу, понимаешь, что это как-то совсем неромантично. Вся жизнь квартала пропитана бедностью, злостью, обидами и агрессией. Все друг на друга орут, бьют жен, детей и друг друга, и с самого детства ты учишься кидать в других камни (и убегать от тех, кто кинул их в тебя), ругаться плохими словами и решать все проблемы при помощи кулаков. Это тот мир, в котором, несмотря на уже прошедшую войну и технологический прогресс (но он где-то там, за пределами квартала) можно в любой момент умереть или покалечиться от какой-нибудь глупости, где дети предоставлены сами себе, где уже в 12 лет девочки влюбляются в мальчиков (но при этом за любой косой взгляд их братья бьют этих мальчиков едва ли не до смерти - ничего не изменилось со времен Ромео и Джульетты), а в 16 лет выходят замуж. Ферранте написала очень живой Неаполь, за которым интересно смотреть со стороны, но совсем не хочется там оказаться. У нее в книге были и другие города, где жила героиня-рассказчица: Флоренция, Милан, Пиза - но они все были просто буквами в тексте, у них не было своего лица и атмосферы, а вот Неаполь (точнее, один его квартал) прописан настолько живо и сочно, что становится отдельным героем книг.
Другой пласт, о котором я задумалась, читая Неаполитанский квартет, - это насколько жизнь главных героинь всего полвека назад отличалась от нашей. И от жизни наших (моих) бабушек, например - хотя по возрасту героини все же ближе к поколению моих родителей. Так, например, обе героини ходили в начальную школу - как я поняла, на тот момент это было обязательно. А вот потом образование продолжила только одна из них - то есть, грубо говоря, в середине ХХ века в Италии много людей только научилось читать, писать и считать, и на этом все их образованием закончилось! И вот в книге обе героини - Лену (от имени которой ведется повествование и чье имя является сокращением от Элены) и Лила (а это такое сокращение от Рафаэллы. Да, я бы тоже не догадалась!) показывают хорошие результаты в начальной школе и учительница советует (!) им идти дальше, но Лену родители разрешают (и то скрепя сердце и после долгих уговоров), а Лиле родители категорически запрещают. Потому что это дорого, а в хозяйстве лишние руки всегда нужны. Лену же и дальше буквально зубами выгрызает себе образование и даже поступает в университет, но она такая одна во всем квартале. В случае моих родителей мама тоже была первой, кто получил высшее образование (по папиной линии оно и раньше было), но все же это было как-то проще...
В этом разрезе особенно остро встал для меня вопрос о судьбе одной из главных героинь, Лиле, которая как раз после начальной школы никуда не пошла. Она описывается как очень умная и сообразительная девочка, которая все схватывает на лету - и которая легко бы смогла осилить программу средней школы и, наверное, поступить в ВУЗ (да хотя бы уж школу нормально закончить!), но родители сказали "нет", и вариантов у нее не было, потому что школу должен был кто-то оплачивать. От одной мысли от потерянных возможностей что-то во мне неприятно скрючилось, потому что именно потерянные возможности я не люблю (и боюсь) больше всего. Ведь вполне возможно, что, пойди Лила учиться, история была бы совсем другой. (Что, конечно, хорошо для жизни, но для сюжета книги хуже).
Поскольку повествование ведется от лица девочки и о девочках, то и понятно, что нам показывают в первую очередь проблемы девочек. У них шансов на успешную жизнь еще меньше, и главный путь к ней - удачно выйти замуж. Не то, чтобы сейчас это не работало :)) Но описанная жизнь в Неаполе середины ХХ века настолько патриархальна и традиционна, что любой отход от шаблона просто не принимался. Когда к тебе сватаются в 15 лет, а родители и брат напирают, что, дескать, gondolj házasságra, как пела Йонза Кота пора бы уже подумать о замужестве, то единственный вариант (кроме предложенного Джульеттой, но его мы пока отстраним) - это просто найти жениха, который раздражает чуть меньше, чем тот, который сватается. И в 16 лет - вперед и с песней в счастливое замужество, даже если ты его не любишь, к браку и сексу вообще не готова, а в жизни есть вещи и поинтереснее.
И третья тема, которая меня затронула, это дружба Лену и Лилы и сами образы девочек.
Вся книга написана от лица Лену, и мы смотрим на события ее глазами. Из-за этого стоит сразу понимать, что картинка может быть искаженной - например, когда она считает себя уродливым подростком, разве можно разобрать, правда ли она такой была, или же как и любой подросток искала в себе недостатки? Когда она описывает Лилу - правда ли в той настолько тесно сплетены гений и злодейство, или это то, что Лену в ней видит через призму своих чувств? Итак, Лену - это тихая отличница, которая вечно гонится за успехами своей подруги, а затем и вовсе ее обгоняет. Она усердна и трудолюбива, а еще стремится вырваться из бедности и пробить себе дорогу к светлому будущему. Она кажется робкой и застенчивой, но только на фоне своей более бойкой подруги. Она производит впечатление девочки, которая всем нравится и умеет расположить к себе. Это у нее такая супер-способность. Она мечтает влюбиться и завести отношения, когда все ее подруги уже обнимаются с кем-то по углам, и в итоге заводит себе парня "для галочки", но вообще с личной жизнью у нее не слишком ладится, потому что на самом деле она влюблена с самого детства только в одного мальчика... В общем, это такой образ девочки-отличницы, которая не блещет талантами, но своей усидчивостью и старанием все же достигает желаемого. В итоге она вырывается из квартала в Неаполе, уезжает на север Италии, находит себе очень хорошего мужа (которого не любит), заводит детей и к старости становится известной писательницей. И в то же время даже несмотря на то, что книга ведется от ее лица, у меня лично проснулась к ней большая неприязнь, особенно в 3-4 книгах. Лену не может жить своей жизнью, она постоянно оглядывается на подругу, завидует ей до самой старости, а весь ее талант (по крайней мере в начале) базируется на чужих идеях и мыслях. Она научилась красиво говорить и писать благодаря хорошему образованию, но в ней недостаточно внутреннего наполнения, чтобы было, что выразить. А уж как меня раздражали ее любовные страдания... На фоне остальных персонажей она просто с жиру бесилась.
Образ Лилы более противоречивый, потому что он дается через призму восприятия Лену, и мы до конца не понимаем, какой она была. Нам известно, что она была смышленым ребенком с острым умом, который схватывал все на лету и фантанировал идеями. При этом она росла во все том же окружении своего квартала, и этот талант некуда было применить. Она плохо воспитана (какое удивление, в таком-то месте!), дерется, грубит и хамит, но опять же, едва ли это что-то особенное для ее окружения.И все же даже в ее квартале она находит применение своим талантам - вместе с братом они работают над новыми моделями обуви (ее отец чинит обувь), которые только через много лет находят признание. В отличие от Лену, ей не дали шанса учиться дальше, и она училась сама, как могла, по книгам в библиотеке, но нужно ли это было кому-нибудь, кроме нее? Ведь для родителей самое главное было пристроить ее замуж, а Лила была человеком, для брака не созданным. Но, знаете, это в наше время и в нашем мире мы можем выбирать, что мы хотим, а что нет, до 30 лет искать себя и иметь кучу "инфантильных хобби", в описанной Эленой Ферранте мире у Лилы шансов не было. И, хоть она и пыталась сломать себя, в итоге все равно сбежала от мужа. В какой-то момент она все же нашла применение своему уму и начала вместе со вторым сожителем (любовником ей он стал намного позже) осваивать мир IT и первых ЭВМ. (Не знаю, насколько это на самом деле реально со школьным образованием, но поверим в выдающийся ум Лилы). Это был тот момент, когда пожалуй, я за нее действительно порадовалась просто потому, что я всегда радуюсь за женщин из патриархального строя, нашедших свое счастье в профессии. Правда, в итоге у нее все равно все не очень хорошо... Лично мне из двух главных героинь было проще ассоциировать себя с Лилой, несмотря (а может и поэтому:))) на много раз описываемый ее плохой характер, злобность и общую колючесть (по крайней мере со слов Лену). Про выдающийся ум Лилы было подтверждение и со слов еще одного персонажа, которого обе девушки однозначно бы назвали отрицательным. Но он единственный во всем мире (умещающемся в стенах квартала) разглядел в Лиле не просто красивое личико и фигуру, а ее ум и деловую хватку. Он - по крайней мере по его словам - любил ее, но мечтал не владеть ей, как женщиной, а получить в качестве делового партнера, считая, что все, что она придумывает, превращается в золото. Меня такой подход очень растрогал, ведь увидеть ум женщины намного сложнее, чем ее красоту.
Так вот, к чему я это все. Многие пишут, что книга о дружбе. Тема отношений Лену и Лилы и правда идет красной строкой через весь Неаполитанский квартет, но я бы не назвала их дружбой. Это любовь, обожание, восхищение, зависть, обида и ненависть, смешанные вместе в одной гремучем коктейле. Что обо всем этом думала Лила, мы не можем точно узнать, но чувства Лену описываются многократно и постоянно меняются. Она восхищается Лилой и считает ее во всем лучше себя (но и Лила считает, что Лену во всем ее лучше :)), и в то же время злится на нее, завидует ей, обижается, когда та игнорирует, хочет внимания к себе и в то же время отталкивает. И, знаете, это все очень правдоподобно. Это чувство, которое мне хотя бы частично знакомо и в котором я могу понять Лену больше всего. Да, это не совсем здоровое помешательство на другом человеке, это очень сильные эмоции, которые больше Лену ни к кому не испытывала, даже ко всем своим мужьям-любовникам, это постоянная фрустрация от непонимания, что же между ними происходит. Она хочет быть с Лилой, придумывать вместе истории, идти рука об руку по жизни, делиться всем и раствориться друг в друге, а чего хочет Лила, нам не слишком ясно. По отдельным намекам мы понимаем, что она дорожит Лену и желает ей лучшего, но она эмоционально холодна и, возможно, не способна на всю ту гамму чувств, что ее гениальная подруга Лену. А может быть она не хочет вмешивать ее в свои проблемы или считает, что Лену они неинтересны. Может быть, она тоже завидует ей? Она учится по школьным книгам, хоть и не ходит в школу, чтобы догнать Лену, но со временем понимает, что та убежала слишком далеко, и стесняется своей необразованности. Она ее подчеркивает и выпячивает, будто боится, что Лену подумает о ней слишком хорошо, лучше, чем Лила сама о себе думает.
Любила ли Лила Лену? Этого мы не знаем. Но Лену, не получив желаемой отдачи, всю жизнь живет с оглядкой на Лилу. Да, она строит свою карьеру, выходит замуж, заводит любовника, нескольких детей, переезжает - но Лила всегда остается в ее мыслях. Они ссорятся и мирятся (по крайней мере, так это выглядит в глазах Лену), и к концу повествования все еще продолжают довольно близкое общение, несмотря на то, что живут в разных городах. И до конца книги, когда Лену уже давно взрослая, даже пожилая женщина, известная писательница, она завидует Лиле и боится ее нераскрытого таланта (а, может быть, надеется, что она еще себя проявит?..), а свое вдохновение питает из того немногого, что дает ей общение с Лилой, и их общего детства.
Чего мне не хватило после прочтения последней страницы, так это пятой книги :) И не только потому, что интересно читать, а потому что многие вопросы остались за кадром. Действительно очень не хватает взгляда Лилы на многие события или, как минимум, на ее отношения к Лену. Не хватает раскрытия некоторых тайн - пусть хотя бы не многочисленных убийств (хотя было бы неплохо), но как минимум разгадки или намека на разгадку главной тайны четвертой книги. И если исчезновение Лилы, с которого начинается первая книга, можно посчитать сюжетным ходом (хотя камон, ну разве не интересно, куда она делась?), то меня так до конца и мучил вопрос, зачем она все время проводила в библиотеке и читала про Неаполь сутки напролет? Лену ждала, что из этого получится гениальная книга, но... не было вообще никакого ответа, и меня, как читателя, такой вариант совсем не устроил :)
Не знаю, зачем я все это написала и кто это будет читать, но мне очень хотелось выговориться после прочтения.
А какой мой личный вывод из книги? Мне надо написать что-то свое, давно я этого не делала!