Книги я тоже иногда читаю :) С новым девайсом это стало намного удобнее: теперь их для этого не надо покупать, да и с транспортировкой проблем значительно меньше. Читаю, правда, в основном в метро, но тут в метро можно сидеть, а еду я в общей сложности почти полчаса, так что время теперь тратится с пользой.
Что у нас там было...
1. "История с кладбищем" Геймана.
У Геймана до этого я ничего не читала, хоть и быдла наслышана. И правда, не зря. Книга прочиталась с удовольствием, да и сюжет мне близок: кладбища, призраки, даже один вампир затесался. Сама по себе книга - прямая аллюзия на "Маугли", да и вообще литературных отсылок очень много. Рассказ об обычном живом мальчике, выращенном привидениями, от самого рождения до того момента, как он вырос. Имеется и детективная линия - не особо сильная, Всемирное Тайное Общество там оказалось как-то совершенно криво прилепленным, но и история, в общем-то, не о том.
Интересно было наблюдать саму историю взросления мальчика, его взаимодействие с жителями кладбища и с обычными людьми, его осознание себя. Но вот что не понравилось - это финал. Он очень... странный. Неправильный. Для меня неправильный. Мораль там совершенна не та, которую я бы хотела видеть. Наш мальчик вырастает и уходит, он становится обычным, взрослым, он уже не способен видеть тот волшебный мир кладбища, который был его единственным домом все предыдущие годы. Грубо говоря, становится самым простым магглом. И он уходит, он открыт новому, его ждут приключения - как пишет нам автор. Там очень позитивная нота в конце, и я не могу понять, откуда она вообще взялась, и как можно так легко расстаться со своим прошлым. С прошлым, в которое он никогда не сможет больше вернуться, уйти от воспитавших его "людей", который он никогда не сможет больше увидеть... По книге это должно восприниматься как самый обычный этап взросления, как уход в новую жизнь, которая принесет много чего интересного, но ведь фактически получается, что герой закрывает себе двери в прошлое, в свое детство, в то, что прошлые 16-17 лет было его жизнью - и делает это легко, лишь немного взгрустнув. Ну, дескать, я ухожу, и мы больше никогда не увидимся и не сможем даже поговорить, ну и что. Я человек, я хочу жить, как люди, а вы все останетесь в моем далеком прошлом среди детских фантазий.
2. "Багровый лепесток и белый", Фейбер.
Я читер, но сначала я посмотрела фильм, а потом уже руки дошли до книги. В общем, могу сказать, что рекомендую и то, и другое.
Книга, правда, поражает своим объемом: она кажется бесконечной, хотя сюжетно укладывается в обычный фильм, ну в крайнем случае двухсерийный. С другой стороны, я не нашла в книге каких-то больно уж затянутых и скучных описаний: да, много лишних, но все читаются легко и интересно.
Ах да, сюжет. Сюжет там просто и избит: про викторианскую проститутку, которая пытается выбиться в люди. Уж сколько раз твердили миру... Однако все равно интересно. Описание той эпохи очень живое и объемное; автор хоть и заигрывает с читателем, стилизуя порой описание и диалоги под ту эпоху, но чувствуется, что писалась книга в наше время: больно уж современный взгляд, больно уж другое построение сюжета и другая мораль. Что сразу бросается в глаза при чтении, так это слишком уж физиологическое описание всего. Героиня ходит на горшок, героиня с героем занимаются сексом (во всех подробностях), героиня переживает выкидыш... В общем, описаний подобного рода там достаточно, это не чопорный викторианский роман. Не сказать, что они слишком мешали, хотя в начале... удивляли. И я считаю, что без половины можно было бы легко обойтись, но автор посчитал иначе.
В любом случае, книга все равно не о том. А вот о чем она - это вопрос сложный. Сюжет там, конечно, есть, и крутится он вокруг главной героини. Только вот у сюжета нет конца, нет никакого логического завершения.
И опять у книги странный финал, вернее, его и нет как такового. Произошло событие, была кульминация... А где же развязка? Нет развязки, придумывайте ее сами! Я люблю открытые финалы, но тут он какой-то слишком уж... не закрытый.
Одноименный фильм, кстати, тоже очень рекомендую: он снят очень красиво и стильно, наряды-особняки-прически, все как полагается. Две главные героини показаны совершенно замечательно, в фильмовскую Агнес я влюбилась, в то время как книжная периодически заставляла выть от ее глупости. И вот здесь, кстати, образы совершенно разные. Героиня по сюжету сумасшедшая, но как по-разному показано ее сумасшествие в книге и фильме: в книге оно объясняется вполне себе физической причиной, от которой было никуда не деться, и она действительно сходила с ума, как бы не желала обратного, то в фильме ее поведение больше напоминает нервный срыв и невроз, которые ничего общего с сумасшествием не имеют, но окружающие люди и обстоятельство ее постепенно доводят. И опять же, открытый финал: что с ней стало в книге? А в фильме? Нет, я так не играю, мне нужен хотя бы намек!
3. "Черная книга смерти", Далквист.
Продолжение викторианско-стим-панковского романа "Стеклянные книги пожирателей смерти", которое я так ждала. Первая книга была прекрасна хотя бы своей задумке. Вроде бы и 19 век, но все равно немного фантастический и нереальный, хоть и безо всякой мистики. Вся эта история со стеклянными книгами и стеклянными женщинами была интересной, и, в общем-то, это был довольно неплохой приключенческий роман, а за такие декорации ему сразу + много баллов.
От второй книги я ожидала чего-то подобного, она же оказалась в прямом смысле слова продолжением. Т.е. ничего нового не произошло, история в прошлом романе вроде как не закончилась и плавно перекочевала в этот: погибшие на самом деле не погибли, заговор продолжает заговариваться, и в общем-то все по новому кругу.
Не спорю, читать было интересно. Но слишком уж много действия, и слишком уж оно однообразное. Мотивация героев не особо понятная, и вся книга напоминает какой-то замкнутый круг: сбежали от погони, пошли за кем-то следить, потерялись, нашлись, потеряли сознание, пришли в сознание, снова погоня, теперь заброшенный склад, теперь поезд, теперь старый особняк... Несмотря на меняющиеся места, впечатление все равно складывается, что все герои - как положительные, так и отрицательные - бегают друг за дружкой по кругу, убивают всем, кто попадется на глаза и пытаются выяснить, кто из них самый главный злодей.
В общем, где-то к середине становится скучно, потому что, несмотря на постоянный экшн, ничего глобального не происходит, а развязывать клубок, запутанный в первой книге, во второй уже не так интересно.
Опять же физиология. Не в таком количество, как в "Лепестке", но там она куда как более к месту. Здесь же всех тошнит: каждого, много раз, в каждой главе, и это очень надоедает. Все герои либо больны Страшной Болезнью, либо ранены, либо просто слабы, с каждой главой все хуже и хуже, и уже хочется позвать доктора Хауса.
Финал здесь - это отдельная песня. Вообще, мне когда-нибудь уже попадется книга с финалом, который мне понравится?! В одной не та мораль, в другой финала и нет, как такового, а в третьей "чтоэтобыло"! Что это было, я так и не поняла, но *спойлер* почти всех главных героев автор убил на двух последних страницах. Гениальный ход, конечно, который дает задел еще и на следующий роман, а я пока совсем не уверена, что хочу его читать. Потому что выжила только одна героиня, которая на протяжении всего романа бесила меня невероятно. И, видимо, вся следующая книга будет о ней.
Сейчас начала читать Пулмана, "Рубин во мгле". Сеттинг - тоже викторианство, но пока он значительно проигрывает даже "Черной книге": все как-то просто, линейно, а детективная линия и проработка персонажей на уровне Дарьи Донцовой. Только 19 век - единственное, что пока спасет книгу.
И очередная героиня Мэри Сью, ох, сколько же их... Только закончила про одну такую в "Черной книге", так тут и вовсе 16-летняя девочка из приличной семьи, которая одна путешествует на поезде по всей Англии и разбирается в финансах и бухгалтерии лучше главбуха Аллы Ивановны. Ох-ох.
Может, я что-то пропустила, и есть еще интересные книги с похожим сеттингом (поздний 19 век-мистика/фантастика-мрачный реализм-приключения-и-пр.), но при этом хорошо написанное?