Вчера с Джулией зашли в книжный, я прикупила себе учебник по немецкой грамматике для идиотов и сборник 19ти-вечных рассказов про вампиров, Джулия же - новую книгу Джинн Калогридис "Князь вампиров" - завершающую часть трилогии. Но эту книгу у нее быстро стащила, и вот уже за вчерашний вечер и сегодняшнее утро прочитала.
Что я могу сказать... Первые две книги Юля мне дала прочитать достаточно давно, и проглотила я их сразу. Особенно первую. Первая действительно хороша. Особенно мне понравились все аллюзии и отсылки к "Дракуле" Стокера, ведь эта трилогия действительно заточена под "Дракулу", она про него. Конечно, некоторые моменты вроде откуда-она-взялась Австро-Венгрии в 50-каком-то году, ну да это мелочи.
Вторая... Она была странная. В ней мне не понравились вампиры - они показаны с самой своей неприятной стороны, они пытаются быть отвратительными (правда это у них не всегда получается). Если в первой книге ужасен и абсолютно неперонисим был только сам Дракула, а остальные - вполне себе ничего, то это можно было списать именно на особенности личностного склада и вообще не вампирскую, а человеческую personality, что я так люблю. А во второй... Я не люблю, когда мне не нравятся вампиры. А там мне они не нравились своей жестокостью, аморальностью, бесчуственностью, вечным голодом и отсутвием человечности. Еще там было много секса, чт оя воспринимаю у той же Гамильтон как данность, но в стокеровском антураже 19 века не рулит ни разу. И магия, которую вообще непонятно зачем приплели. Для меня вампиры и магия - вещи очень разные и далекие друг от друга.
Юль, тебе это лучше не читать, потом неинтересно будет:)
Третьей книги я очень боялась. Думала, что дальше будет как в сказке - чем дальше, тем страшней. Но мне понравилось. Я по-моему никогда еще с такой скоростью не читала книги. Вчера хотела написать свою вампирскую графомань и лечь спать пораньше, но вместо этого сидела в обнимку с книгой до двух ночи и с трудом заставила себя лечь. Как проснулась, бросилась дочитывать.
На этот раз события происходят в то же время, что и роман Стокера. Автору где-то изящно, где-то топорно, но удалось привязать свою историю к стокеровской, и вот Харкер гостит у графа, видит его невест, а сам Дракула плывет в Лондон, а затем возвращается в Трансильванию, где его и убивают.
Но история вообще не об этом, и не то что Харкер с убобырками (с) Эра, но и сам Дракула здесь уже не главные персонажи, рассказ перемещается в плоскость ван Хельснг - Сьюард (после фика Баньши он воспринимался уже не очень адекватно)) - вампрша Жужанна - Эржбет (или как в книге Элизабет) Батори. Да, "тетушку Эржбету" тоже сюда привязали, куда же без нее. Не обошлось и без магии, амулетом, манускриптов и прочей байды, от которой я как-то болезненно морщилась, пока читала, и вспоминала "Код да Винчи" или какую-нибудь фентезюшку. Все-таки лучше было бы без этого, но ничего, можно потерпеть.
Образ Батори получился очень ярким и целостным. Мне она нравилась в начале, когда она предстала эдакой современной вампиршей, забившей на всякие "традифии" (не отражаются в зеркалах, не гуляют под солнцем? что за фигня!), приехавшая из Вены и одевающаяся по современной моде (правда по мнению авторов в 93 году были модны турнюры... По-моему, я чего-то не понимаю в этой жизни). В общем такая милая, позитивная и умная барышня, которая что по поведению, что по описанию внешности напомнила мне Дарлу из "Баффи" - точно так же - единственный нормальной вампир во всем этом Ирренхаусе.
Но со временем начала раскрываться ее суть, все-таки Батори это Батори, и кровавые ванны и прочие процедуру никто не отменял. Мне она никогда не была симпатична как исторический персонаж, поэтому и в книге понравилась только до тех пор, пока не начались описания ее кровавых оргий, которые она устраивала в лондонском доме в подвале, скрываясь за внешним блеском и благополучием богатого дома на Вест-Энде. Но даже несмотря на мою нелюбовь к подобной жестокости, образ выстроен очень интересно.
Но больше всего мне понравилась вампирша Жужанна, вот ради кого я читала. Она сами с самой первой книги, она меняется, она то раздражает до невозможности, то, наоборот, притягивает и вызывает желание понять и простить. Я давно ее поняла и даже простила.
Если во второй книге она была обычной вампиршей, то здесь она - нет, все такая же, слава Богу никаких сверхсил ей предписывать не стали, ну разве что у Эржбет научилась забивать на солнце и прочие суеверия. Но ее психология передо мной как на ладони, а это то, что меня в вампирах интересует больше всего. Не питье крови, не пытки и мучения жертв, не оргазмы от уталения жажды, не совокупления со своими жертвами направо и налево (очень уж авторша это любит описывать, мы даже без лесбийской любви не остались с подробными описаниями). А психология. Мысли, чувства, переживания.
Конец книги был странный, очень странный. Ну кроме известного нам по "Дракуле" произошло еще много чего, вампиры под конец стали странные до невозможности, опять вся эта магия, но... Но мне понравилось. Это очень хороший конец. Для меня. Я знаю, многим он не понравится. Но я увидела хэппи-энд, причем хэппи-энд, решенный для вампиров очень удачно, хоть и абсолютно бредово. Но, во всяком случае, не наступило тотальной победы Добра над Злом (именно так, с большой буквы) и смерти всех вампиров, чего я в глубине души очень боялась.
Очень понарвились и запомнились два момента:
1. Приколы над Джонатаном и описание "невест Дракулы" с другой точки зрения, причем со всем классическим Дракульним "This man belongs to me!" и описанием "блондинки с глазами, как сапфирами". Стало понятно, откуда она там взялась:) Меня этот момент порадовал тем, что именно вампирш из "Дракулы" я внимательно прорабатывала для нашего с Хелин фика, мне они как родные.
2. Приход Жужанны к Мэри домой в Амстердам, где та умирала от старости и болезни. Можете сказать, что описано банально, то меня это тронуло. Я так ждала от Жужанны, когда она овампирит свою старинную подругу, но нет...
Вот как-то так.