Сегодня стало известно о том, что Владимир Путин внёс в Госдуму законопроект о частичной декриминализации статьи 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). В предложенных президентом поправках предлагается смягчить первую часть статьи и заменить уголовную ответственность за определенную категорию деяний на административную.
Разговоры о смягчении «статьи об экстремизме» велись в обществе уже давно. Еще в июне этого года член ОНФ, депутат Сергей Шаргунов предложил президенту пересмотреть наказание за те случаи, когда человек по незнанию, ненамеренно публикует у себя в соцсетях запрещенный контент или «перегибает палку» в своих высказываниях.
В ответ на это Владимир Путин поручил ОНФ проанализировать все случаи чрезмерно строго наказания за «лайки» и «репосты» и подготовить доклад на эту тему. По итогу им было принято решение о декриминализации части 1 статьи 282.
Иными словами, если мы говорим о «неосознанных» действиях (когда человек просто не подумал о том, что совершает правонарушение), не несущих угрозы для конституционного строя России, и совершает этот проступок в первый раз, то уголовное наказание ему не грозит. Другое дело - когда «административка» не пошла в прок, и человек в течение года попадается на том же самом. В таком случае придётся отвечать по всей строгости.
Вторая, «тяжелая» часть статьи, предусматривающая уголовное наказание за преступление, совершенное организованной группой или с применением насилия или использованием служебного положения, останется без изменений. Дело в том, что преступления экстремистского характера представляют серьёзную опасность для нашей страны. Поэтому действительно злонамеренные элементы, публично призывающие к экстремизму и сепаратизму и оправдывающие деятельность запрещенных в РФ организаций, должны быть наказаны.
Поправки Владимира Путина к данной статье - это попытка сбалансировать правовое законодательство. Безусловно, на интернет-пространство в полной мере распространяются принятые в обществе нормы и законы, и каждый должен помнить о том, что он в ответе за то, что транслирует. Однако допускать «перегибов», когда уголовные дела возбуждаются, основываясь на абсурдных обстоятельствах, тоже нельзя.
Взять хотя бы случай от 2012 года, когда казанский суд оштрафовал человека за лайк, поставленный под кадром из фильма «Американская история Х». Или когда в 2015 Полина Петрусева разместила на своей странице в ВК старую фотографию своего двора в Смоленске, где виден флаг Третьего рейха, и была привлечена к ответственности по ст.282. Очевидно ведь, что никакого злого умысла эти люди не имели.
Именно для того, чтобы пресечь правовой беспредел, из-за которого осуждают простых граждан, у которых и в мыслях не было пропагандировать экстремизм, президент и выдвинул поправки к статье. Предложенная им декриминализация ч.1 ст.282 - это единственный верный шаг в сложившихся обстоятельствах. Но на этом процесс совершенствования законодательства не заканчивается, законодатели и дальше продолжат прорабатывать эту статью, чтобы минимизировать риски возникновения аналогичных ситуаций в будущем.