Вчера я принимала устный Багрут в вечерней школе. Вообще то устный Багрут закончили сдавать еще две недели назад, но с этой школой произошло недоразумение и дети остались без оценок. Меня попросили помочь, я не смогла отказать - и как результат пять часов подряд без перерыва оттестировала 33 ученика.
Тихон Эрев Джиногли - школа где учеба начинается с четырех часов, иногда контрольные с половины третьего. Потому большинство учеников с утра работают, а после обеда учатся. Большинство учеников религиозные, школа разделена на мальчуковую часть и девичью и все уроки проходят раздельно, обычно они вообше не пересекаются и на "не свою" часть не заходят. Вчера, например, было редкое исключение из за экзамена по английскому.
Я принимала экзамен на 5 и 4 ехиды, потому там обычно дети посильнее учатся. Очень впечатлилась, дети совсем не такие, как я ожидала. На устном экзамене можно задавать любые вопросы под маркой личной беседы, потому я их расспрашивала о жизни.
Очень много ребят было из ишувов, человек семь из Алон Швута и еще человек 15 из Бет Эля, Шило и Швут Рахель. Практически у всех одинаковые истории - учились в сильной начальной школе, в 9-10 классе продолжили в йешивот тихониет\ ульпанах, обычно с пнимиет. Там им было хреново, уж не знаю что не подощло, учителя или мадрихи или сама система, но они решили уйти и решили работать и учиться. Расписанию многих не позавидуешь, они встают до шести, работают на стройке, садоводами, в гаражах, на шуке, девочки оффициантками, после обеда учатся до восьми, потом добираются домой. Говорят, что у них не много свободного времени остается. Некоторые временно оставили работы на период Багрутов.
Кстати, это дети не из заброшенных семей. Cын Дейвида Перела, внук р. Хилеля Плессера, практически 90% говорили, что один из родителей - учитель. Несколько ребят из семей англо-саксов. Я задумалась, почему они выбрали не сидеть часами за сифрей кодеш и учебниками, а совмещать работу с учебой.
Несколько очень интересных семей.
Одна девочка рассказала, что мама ее из Индии, а папа родился в Америке, но дедешка с бабушкой из Украины.
Еще один мальчик с компьютером рассказал, что когда не работает, делает виртуальный курс математики. При том что его мама математик, и дедушка тоже закончил физмат и сейчас профессор в университете в Беер Шеве. Мое подозрение на советские корни подтвердилось.
Еще одна девочка приехала четыре года назад из Аргентины. Говорит на английском чистейше, много читает и любит рок. В Аргентину не собирается даже в гости, ей там совсем не нравится.
Еще одна девочка из Бет Шемеша, из франзузской хабадской семьи. Родители разведены, отец вернулся во Францию, из семерых детей трое в Израиле, остальные во Франции. Девочка была в ульпане в Итамаре, но там не делают Багрут, потому она перешла в тихон эрев.
Мальчик, американец из Неве Якова, явный спектр. Умный настолько, что мне неудобно было его оценивать. Но явно в себе. Подробно рассказал о своей семье и о книгах, которые он читает. Больше ни о чем говорить не хотел.
Девочка из Нокдим, правда ролители развелись и сейчас она живет в Армон аНацив с отцом. Любит петь и занимается питуах коль. Работает в ресторане. Хочет попасть в леакат цваит.
Тридцать три разных истории, за пять часов смешались лица, рассказы и проэкты. Но очень интересно разговаривать с нынешней молодежью.