Pro Dostoyevsky

Nov 10, 2012 04:35

Уважаемый Григорий Шалвович borisakunin написал  любопытный пост   Pro Dostoyevsky



Господи, какая же мерзость смертная казнь. В тысячу раз хуже любого, самого зверского убийства.
         И какое счастье, что у нас в России этой гадости нет.
         Прежде чем я расскажу вам то, что собираюсь рассказать, спрошу: вы помните историю Ришара из "Братьев Карамазовых"?
         Если не помните - вот она, с небольшими сокращениями:

«… В Женеве, очень недавно,  всего   лет пять тому, казнили одного злодея и убийцу, Ришара,  двадцатитрехлетнего,   кажется, малого, раскаявшегося и  обратившегося  к  христианской  вере  пред   самым эшафотом…

Его схватили,   судили и присудили к смерти. Там ведь не сентиментальничают. И вот в  тюрьме   его  немедленно  окружают  пасторы  и  члены   разных   Христовых   братств,  благотворительные дамы и проч. Научили они его в  тюрьме  читать  и  писать,   стали толковать ему  Евангелие,  усовещевали,  убеждали,  напирали,  пилили,   давили, и вот он сам торжественно сознается наконец в своем преступлении. Он   обратился, он написал  сам  суду,  что  он  изверг  и  что  наконец-таки  он   удостоился того, что и его  озарил  господь  и  послал  ему  благодать.  Все  взволновалось в Женеве, вся благотворительная и благочестивая  Женева.  Все,   что было высшего и благовоспитанного,  ринулось  к  нему  в  тюрьму;  Ришара   целуют, обнимают: "ты брат наш, на тебя сошла благодать!" 
         …И вот наступает последний день. Расслабленный Ришар  плачет   и только и делает, что повторяет ежеминутно: "Это лучший из дней моих, я иду   к господу!" - "Да", кричат пасторы, судьи  и  благотворительные  дамы,  "это   счастливейший день твой, ибо ты  идешь  к  господу!"  Все  это  двигается  к   эшафоту вслед за позорною колесницей, в которой везут  Ришара,  в  экипажах,   пешком. Вот достигли эшафота: "умри, брат  наш",  кричат  Ришару,  "умри  во   господе, ибо и на тебя сошла благодать!" И вот покрытого поцелуями  братьев,   брата Ришара втащили на эшафот, положили на гильотину  и  оттяпали-таки  ему   по-братски голову за то, что и на него сошла благодать».

А теперь - не литературная, а подлинная драма. Она произошла не так давно,  притом в самом что ни есть правовом государстве - Соединенных Штатах.

Жила-была на свете отвратительная злодейка, хуже не придумаешь.
         Полюбуйтесь, Велма Барфилд, 1932 года рождения:



Эта милая американская тетенька начала криминальную карьеру с того, что сожгла свой дом, а в нем пьяненького мужа - чтобы получить страховку.
         Второго мужа отравила - с той же целью.
         Потом отравила собственную мамашу.
         Всё это сошло ей с рук, осталось шито-крыто.
         Тогда Велма превратила убийство в приработок. Она нанималась сиделкой к старым людям,  подделывала их подпись на чеках, а когда возникал риск разоблачения - отправляла подопечных на тот свет.
         В 1977 году она отравила 94-летнего Монтгомери Эдвардса и его 84-летнюю жену Долли. Три месяца спустя - 77-летнего Джона-Генри Ли.  Потом своего бойфренда Роуленда Тейлора, который, как ей показалось, начал что-то подозревать.
         На преступницу полицейских навела собственная сестра (и этим, вероятно, спасла себе жизнь).
         Следствие эксгумировало трупы. Обнаружились следы мышьяка.
         Судебный процесс был эмоциональным. Убийца вела себя цинично - язвила, огрызалась, не проявляла ни малейшего раскаяния. Особенное возмущение у всех вызывали два обстоятельства: хладнокровное умерщвление людей, которые полностью доверяли Велме, и  ее облик «божьего одуванчика». Она выросла в глубоко религиозной семье, беспрестанно поминала Всевышнего, истово молилась в церкви. В общем - классический персонаж из не слишком креативного голливудского триллера.
         Присяжные заседали всего час и не нашли никаких смягчающих обстоятельств; суд с удовольствием приговорил гадину к высшей мере.
         А дальнейшее произошло по Достоевскому.
         Представьте себе, в тюрьме с Велмой Барфилд произошла метаморфоза - ведь в США, как известно, исполнение приговора растягивается на долгие годы. Раньше Велма только изображала богомольную христианку, а теперь уверовала по-настоящему. Она ухаживала за больными заключенными, использовала каждый оставшийся день жизни, чтобы кому-то помочь. Так продолжалось шесть лет.
         Сам Билли Грэм, старейший и авторитетнейший из американских проповедников, возносил хвалы узнице блока смертников. В стране началось общественное движение за отмену казни. Многие были уверены, что Велма именно с этой целью и затеяла весь спектакль с «преображением». Но разоблачители заткнулись, когда она запретила своим адвокатам подавать апелляцию в Верховный Суд. Велма Барфилд действительно преобразилась. На нее, по ехидному выражению Ивана Карамазова, «сошла благодать».
          Перед самой казнью ей все-таки стало страшно,  она подала губернатору штата прошение о помиловании. Но у губернатора на носу были выборы в Сенат, а большинство избирателей, как известно, относятся к «высшей мере» одобрительно. Губернатор помилования не дал (но выборы все равно продул).
         2 ноября 1984 года Велму умертвили летальной инъекцией. Не ту сюсюкающую тварь, которая  хладнокровно убивала людей, а женщину, которую вы видите на этом снимке:



Вот здесь ее очень цивилизованно, с соблюдением всех формальностей, убили:



Перед смертью дали погрызть чипсов и попить кока-колы. И вообще очень жалели.
         Короче, ура. Справедливость восторжествовала.

Ну, мое мнение относительно смертной казни вам уже известно. А теперь позвольте спросить вас:

****
я в легком недоумении, страшно удивил маниловский гуманизм, к счастью, меньшей части комментаторов. то, что творила эта женщина - явная социопатия, такие монстры действительно просто не понимают, почему бы  не убивать людей, если им это 1) выгодно 2) сойдет с рук. психопатия не лечится, это просто система координат, лишенная эмпатии. психопаты реально не понимают, почему им нельзя никого убивать, если им это выгодно - кроме как "потому что если ты это сделаешь, мы тебя накажем и тоже убьем".

совершенно не понимаю, как у в общем адекватной акунинской аудитории получается верить в "раскаяние" и "преображение" убийцы.  разыгранное ей перерождение и временный запрет адвокатам подавать на апелляцию   - абсолютно рациональная двухходовка, рассчитанная на то, чтобы в кульминационный момент выклянчить помилование и пожизненное заключение, заручившись сторонниками, покровителями и прочей прекраснодушной братией. видимо, плохую службу великодушным помилователям служит именно их начитанность и усвоенный культурный слой на русской надрывно-гуманной закваске, где  достоевщина и проч. они проецируют известное им раскаяние и преображение какого-нибудь условно-нормального эпилептоида Раскольникова на социопатку, которой реально до пизды чужое страдание и боль, потому что чувствовалки для этого у нее нет, технически. не умеет.

я очень не поддерживаю прекраснодушие уважаемого Григория Шалвовича. своей позицией он как бы вручает психопатам  право на видимость, право на то, чтобы их отвратительные и чудовищные биографии изучались и романтизировались и тем самым -  возможность влиять на общество, возможность обрастать добренькой группой жалетелей и подпитывать планы других поврежденных морально т.н. "людей" - потенциальных  убийц  той же категории -- прославиться.

патологии романтизировать глупо и опасно. в здоровом социуме многократное, свидетельствующее о необратимой патологии личности, нарушение базового запрета "не убий" карается смертью  - это единственный "чистый" вариант развития событий, никаких альтернатив. потому что в долгосрочной перспективе вред от того, что из прекраснодушия психопату дается право публично ломать комедию, апеллируя к понятной обычным людям системе координат "преступление и наказание", довольно велик. тем самым его патологическое поведение или романтизируется, или демонизируется. и то и другое  - опасно и глупо. ампутация больной гангреной ноги - неприятная, но нужная процедура, нельзя, чтобы от нее загнило все.

или там никто не смотрел "we need to talk about kevin?"

repost, пятиминутка ненависти, Григорий Чхартишвили, антропологическое, бытовая этика, my friends, анатомичка, Борис Акунин

Previous post Next post
Up