На фоне явного спада уличной протестной активности оппозиция строит новые грандиозные планы.
На обещанный митинг в Москве 6 мая, в канун инаугурации Владимира Путина, организаторы планируют вывести рекордное число людей, перекрыв невиданную за десятилетия численность декабрьских акций на Болотной площади и проспекте Академика Сахарова. Причем кое-кто называет предстоящее мероприятие "последним боем". Наблюдатели же не только не соглашаются с прогнозами численности, но и все громче говорят об откровенном провале протестной идеи. И называют виновных.
Как узнала "Независимая газета", "сотни тысяч" митингующих в столице планируют собрать в том числе за счет участия активистов оппозиции из регионов. По словам депутата-эсера Ильи Пономарева, с регионами работают "инициативные товарищи", а оргкомитет подбирает временные пристанища для желающих приехать на акцию. Пономарев утверждает, что многие москвичи выражают готовность принять гостей у себя.
Кстати, по информации издания, единый оргкомитет на этот раз не занимается подготовкой митинга. Пока не ясно даже, на какое место будет подана заявка в мэрию. Впрочем, лидеры оппозиции, как всегда, хотят поближе к Кремлю - на площадь Революции или Манежную.
Нет и единого отношения к главному лозунгу, хотя координатор "Левого фронта" Сергей Удальцов и его сторонники в ходе встречи на Пушкинской площади 31 марта решили, что все дальнейшие акции, организуемые им, будут проходить под лозунгами: "За честную легитимную власть! За Россию без Путина!"
Именно таков будет главный и единственный лозунг майского мероприятия, сказал "НГ" сопредседатель "Парнаса" Борис Немцов. Однако Пономарев считает, что категорический антипутинизм оттолкнет многих из тех, кто были на Болотной и проспекте Сахарова.
Депутат называет митинг 6 мая "последним боем": "Мы хотим показать, что правление Путина не будет безоблачным". Он уверен, что показать это захотят если не миллион, то сотни тысяч людей. Напомним, сначала Удальцов даже нарек предстоящую акцию "Маршем миллионов", но затем от этого названия осторожно дистанцировался. А Пономарев пояснил: это была "фигура речи", скорее символом протеста, нежели конкретный план, хотя "людям это выражение нравится".
Однако журналисты и эксперты удивлены подобным оптимизмом. Последние опросы общественного мнения свидетельствуют не в пользу оппозиции. Так, согласно данным Левада-Центра, 54% респондентов не опасаются ужесточения режима в стране после возвращения Путина на пост президента, считая это невозможным.
А по данным другого опроса того же Левада-Центра, 39% респондентов "скорее удовлетворены" и 23% "полностью удовлетворены" итогами президентских выборов. Лишь 9% "совершенно не удовлетворены" прошедшими выборами. Кстати, ровно столько же - 9% - считают, что "после выборов власть начнет "закручивать гайки" и использует силу для того, чтобы погасить массовые протесты".
Власти все эти цифры хорошо известны, и по ее последним действиям видно, что сильных протестов, как в декабре, она больше не опасается. К примеру, отложили разработку закона о Конституционном собрании, которого добивалась несистемная оппозиция. А самих "несистемщиков" загоняют в систему новым законом о политических партиях. Так что сам термин "несистемная оппозиция" при Путине может и вовсе исчезнуть.
Протесты провалились, сетуют наблюдатели и ругают "вождей" за "самодовольство на грани кретинизма"
На волне декабрьских протестов власть бросилась проводить кое-какие либеральные политреформы, однако продемонстрировала полное пренебрежение к требованиям, громко звучавшим с протестных трибун. То, что происходит теперь - это явная победа власти над оппозицией, при этом последняя проиграла исключительно по своей вине, рассуждает в статье в "Новой газете" председатель правления фонда поддержки развития институтов гражданского общества "Конструктивный проект" Владислав Наганов.
"Надо было, конечно, умудриться проиграть при исключительно благоприятных для победы обстоятельствах - но руководство оппозиции сделало это. Пора выбирать настоящего лидера протеста - вместо тех, кто его дискредитирует", - пишет эксперт. При этом он намеренно избегает "от автора" перечислять конкретные фамилии, но читатель статьи без труда понимает, что главные претензии - к сопредседателям "Парнаса", "ельцинским демократам" Борису Немцову и Владимиру Рыжкову.
"Оппозиция в России раздроблена на великое множество мелких групп, у каждой из которых есть собственные идеологические приоритеты, и - что важнее - собственные микролидеры с непомерными амбициями. Среди них много таких, чей антирейтинг среди большинства населения страны просто зашкаливает. Именно они являются реальным тормозом на пути организационного объединения усилий внутри оппозиции, ибо не хотят, чтобы хоть кто-то посягнул на их "власть". Тем самым они раз за разом играют на руку властям", - пишет Наганов.