***
Польские законодатели приняли закон, предусматривающий трехлетнее тюремное заключение за употребление словосочетания «польские лагеря смерти» или заявления об участии поляков в уничтожении евреев.
Закон распространяется и на тех, кто допускает подобное и за пределами Польши.
Пейзане польски. 1939, Лодзь
Точно нельзя назвать количество евреев, которых польские крестьяне убили собственноручно.
Однако можно обнаружить не только участие местного населения в выдаче и убийствах евреев, но и героизм тех поляков, которые помогали соседям, пытались спасти их, и спасали - как великая Irena Sendler (Krzyżanowska), как британская «Жегота»; были и те, кто за попытку спасения человека поплатились собственной жизнью.
Irena Sendler (Krzyżanowska)
Но между двумя этими полюсами есть и другие случаи - когда поляки помогали евреям не из соображений морали и альтруизма, а из жажды наживы. Их называли szmalcownicy (от smalec - свиное топленое сало), они вымогали деньги и драгоценности, шантажируя беглецов угрозой выдачи.
Это плохо соотносится с утверждением, будто большинство тех, кто оказывал помощь, были праведниками.
За спасение евреев грозила смертная казнь, это правда.
Только вот за отказ выслеживать, обирать и убивать евреев смертная казнь не грозила, и это тоже правда.
Ривка Глюкман (Rywka Glueckmann) и двое её сыновей в 1942 нашли укрытие в доме поляка-католика Михала Козика (Michal Kozik).
До 1944 года он держал их взаперти, пока они ему платили.
Но за три месяца до того, как в этот район вошли советские войска, деньги у них закончились, и Михал зарубил всех троих топором.
Накануне войны пять тысяч из шестидесятитысячного населения города Домброва-Трановска были евреями.
Почти всех увезли в лагерь смерти Белжец. Лишь 500 избежали этой участи, пытаясь спрятаться среди поляков. Только 38 из них дожили до конца войны.
Как выяснил Грабовский, остальных предали и убили - сами или с посторонней помощью - их же соседи, поляки.
Историк Ян Грабовски (Jan Grabowski) из Оттавского университета представил недавно в своей книге «Охота на евреев. Предательства и убийства в оккупированной немцами Польше» (Judenjagd. Verrat und Mord im deutsch besetzten Polen) - результаты архивных исследований этого аспекта Холокоста, основанные на польских, еврейских и немецких источниках, а также на послевоенных материалах судебных процессов.
Грабовски разделяет «охоту на евреев» на две фазы.
Первая была непосредственно связана с «зачисткой» гетто и проводилась преимущественно немецкими спецподразделениями, польской строительной службой Baudienst и еврейской «Службой порядка».
Генерал-губернаторство делилось на пять округов: краковский, варшавский, люблинский, радомский и львовский. Округа делились на уезды, в которых проживало на 1941 г. 12 100 000 человек.
Столицей германские власти объявили Краков, государственным языком стал немецкий.
В Генерал-губернаторстве были созданы лагеря массового уничтожения: Освенцим, Белжец, Майданек, Собибур, Треблинка.
Депортацией евреев из гетто занимались органы еврейского самоуправления - юденраты с помощью еврейской полиции.
Тот, кому удалось избежать преследования на этом этапе, становился мишенью в ходе второй фазы.
Помимо немецких подразделений, в ней принимали участие отряды коллаборацианистской «Голубой полиции» (Granatowa policja), то есть поляки-полицейские, подчинявшиеся оккупационным властям.
Грабовский описывает в книге целый механизм, в рамках которого велась охота на евреев.
Он действовал под контролем немцев, но все его полевые бойцы были поляки: сельские жители, которые несли «ночные вахты», местные осведомители, полицейские, пожарные, лесничие, чиновники и др.
Доктор Клюковский об уничтожении евреев Щебжешина в дневнике за 21-е октября 1942 года:
«Множество людей активно участвовали в охоте на евреев. Они указывали, где прятались евреи. Мальчики даже выслеживали маленьких еврейских детей, которых польские полицейские расстреливали на месте у всех на глазах.»
Zygmunt Klukowski "Diary from the Years of Occupation 1939-44"
И так было везде, во всех воеводствах.
Не налезает на голову, но это правда : евреев местечек довели до того, что они кидались к немцам за защитой. Платили - деньгами, украшениями, золотом, едой, собой, - и немцы приезжали, наводили порядок, вызволяли евреев, и отпускали на все четыре стороны. Иногда даже сопровождали на безопасное удаление.
По-честному, без кидалова. Согласно ранее оплаченной услуги.
Так было в Граево, Едвабно, Гонёндзе
Пиздец.
Этих людей, простых польских тружеников, можно увидеть и даже рассмотреть.
С 1973 по 1985 годы французский документалист Клод Ланцман снимал девятичасовой документальный фильм «Шоа», полностью составленный из интервью выживших евреев, бывших охранников концлагерей и тех самых простых поляков.
***
Охотились ли простые крестьяне лишь только за евреями ? Нет, конечно.
Это были и другие беглецы : и заключенные концлагерей, и военнопленные, и цыгане, и неправильные партизаны (не из АК)
Обычно в таких случаях авторы сдержанно поясняют, что безусловно в документах достаточно свидетельств и о "других категориях лиц", однако целью их конкретного исследования была чётко ограниченная, только еврейская диаспора. А иные категории лиц - в исследование не входят, отсекаются.
Научный метод, такой.
Интересно, а что же делают авторы коли им попадается беглец-партизан советский еврей ариллерист из Владивостока, или вот русский имперский антикоммунист, женатый на еврейке - ну, на манер Набокова.
Большие трудности испытуют авторы, по-видимому.
***
Лыцари света из АК(Армия Крайова), крупнейший коллективный герой в истории Польши, и крупнейший миф - "самоустранялись от помощи еврейским беглецам во время оккупации, равно как и при восстании гетто Варшавы, поскольку массовое противостояние немцам в 1943 году не входило в планы АК"(ц).
Осенью 1941 года, после первых акций массового уничтожения поляками евреев, генерал Грот-Ровецкий, руководитель подпольной Армии Крайовой, писал в Лондон польскому правительству в эмиграции:
«Проеврейские симпатии, выражаемые в заявлениях членов лондонского правительства, производят весьма неблагоприятное впечатление в стране и весьма способствуют успеху нацистской пропаганды. Прошу принять во внимание, что подавляющая часть населения настроена антисемитски.
Даже социалисты не составляют в этом исключения, отличие только в тактике.
Необходимость эмиграции как способа решения еврейского вопроса так же очевидна для всех, как и необходимость изгнания немцев".
Рапорт в Лондон Бур-Комаровского от лета 1944 содержал ровно те же тезисы.
A propos,
редкая гнида был господин Бур-Комаровский, прямо выдающаяся сволочь, даже на фоне прочих сарматских юберменьшей.
Архивы католической церкви в Польше все еще закрыты, а потому невозможно точно оценить, каким был ее вклад в преследование евреев.
Но остались километры пленки и десятки тысяч негативов. В подавляющем большинстве - немецкие.
Интеграторы вообще очень тщательно фиксировали проявления гражданственности и народного самосознания, не вмешиваясь.
Изучение списков охраны лагерей уничтожения приводит к пониманию, что не только украинцы исправно несли службу, но и простые поляки.
Польский «Институт народной памяти» (Instytut Pamięci Narodowej, IPN), Правительство Польской Республики и некоторые поляки(тм) - не согласны с такой оценкой событий.
Польский Сейм уголовным преследованием запретил обвинять поляков в соучастии в убийстве евреев во WWII.
Непонятно только, а в убийствах послевоенных - в Кракове лета 1945, в Кельце 1946, Люблянах, Улее, etc - уже можно, или еще не время ?
Польша, в которой проживало более трех миллионов евреев в 1939 году, стала почти юденфрай к концу 60-х - менее одного процента от их довоенного количества.
***
Шейна Мириям Л., 20-ти лет, оказалась в руках человека, который пообещал спасти ее от гестапо в июне 1943 года.
Он обещал, что поможет ей бежать, и в ту же ночь принудил ее к половой связи. Также она отдала ему кольцо с бриллиантом, золотые часы, обручальное кольцо и одежду.
На следующий день гестапо ее арестовало.
«Сейчас я знаю, что он предал меня», - сказала Шейна Мириям , давая свидетельские показания нацистам перед тем, как ее отправили в Освенцим.
Насилие над еврейками было нормой.
Свидетели рассказывают о групповых изнасилованиях: в домах, в парках, скверах, у церквей, на улице. Никто не реагировал.
***
По статистике, больше всего еврейских «Праведников мира» в Польше - около 6,3 тысячи.
***
Рядом, в Литве, прекрасное, прямо сейчас :
- Сколько литовцев были пособниками нацистов?
Kaunas-Kowno, 1941
- Я не называю таких людей пособниками.
Пособниками мы после Второй мировой войны называем тех, кто предает свою страну и работает только с оккупантом. Почти все люди, которых объявили пособниками, были патриотами - этническими националистами. Они делали это во имя своей страны. - (sic!)
Это ключ: литовцы, этнические националисты думали, если не будет евреев, Литве будет хорошо.
- Не надо руководствоваться национальными стереотипами.
Были ли евреи богачами? Нет, только небольшая часть. Большинство евреев Литвы не были богаты. Литовцы в основном были крестьянами, брали у евреев деньги или товары взаймы. Не стало евреев - не стало долгов.
Но так было во всей Европе. Литва не была исключением.
Так было во Франции, в Нидерландах, в Польше, на Украине, в Белоруссии, в Эстонии и Латвии, а румыны/молдоване сами убили всех своих евреев…
***
http://inosmi.ru/world/20151002/230579127.html http://inosmi.ru/social/20170329/238986933.htmlhttps://www.haaretz.com/world-news/europe/.premium.MAGAZINE-orgy-of-murder-the-poles-who-hunted-jews-and-turned-them-in-1.5430977http://newsmaker.md/rus/novosti/unesennye-getto-kak-v-bessarabii-istreblyali-evreev-i-romov-vo-vremya-vtoroy-mirov-32725