Сериал "Outlander" и новые тенденции в телевидении

Aug 06, 2015 19:04

По совету wonderzine.com отсмотрела сериал "Outlander", который часто сравнивают с "Игрой престолов".

Завязка сериала выглядит так, как будто... в общем, "где-то я это уже видела/читала": военная медсестра после окончания Второй мировой войны отправляется в Шотландию на медовый месяц с мужем. И в кругу древних камней проваливается в прошлое на 200 лет назад, в еще непокоренную Шотландию с суровыми условиями жизни и еще более суровыми горцами в килтах. В принципе, на этом заканчивается вся фэнтезийная часть, и начинаются кровавые будни исторического реализма. Вересковые пустоши, ледяные реки, вражда между кланами, злодеи-англичане, старые замки, попытка восстановления Стюартов, вот это вот все. Ну и любовь-секс, конечно, как же без них.



Эстетика картинки - на высоте. Шотландские горы, реки, пустоши, старые замки. Грязные, но честные горцы, чистые, но подлые англичане. В целом тогдашние нравы отражены откровенно и честно, хотя и не без иронии. Великолепная игра двух главных актеров, Сэма Хьюэна и Тобайаса Мензеса, даже не знаю, кто из них лучше, оба шикарны. Мензес, кстати, играет 2 роли одновременно, причем персонажи друг на друга совсем не походят. Ну и на закуску там Лотте Вербеек, к которой я питаю слабость со времен "Борджиа".

Снято по серии романов Дианы Гэмблдон. Я пробежалась по первым двум книгам по диагонали (где-то вчитывалась, где-то пролистывала). Это такая "Анжелика" в самом хорошем смысле этого слова: красивая романтическая история в жестоких исторических декорациях. Пожалуй, я бы все-таки не назвала эти романы прямо-таки литературой в классическом смысле, но по сравнению с теми же "Оттенками серого" творение Гэмблдон, бесспорно, стоит на несколько ступеней выше.



Но на самом деле я хотела рассказать вовсе не об этом, все это не стоит поста. В "Outlander" (и сериале, и книге) есть кое-что, что меня очень привлекло. Это то, как там изображается насилие.

О да, насилия там хоть отбавляй, и "Игра престолов" поневоле приходит на ум. Более того, в последней серии первого сезона творится такое, что никаким "Играм престолов" и не снилось. Но при этом акценты, расставляемые режиссером, ясны и недвусмысленны: насилие - это всегда отвратительно, неприемлемо, омерзительно, ненавистно. Всегда, при любых условиях, любых исходных данных. Другого мнения быть не может.

Помните, когда в пятом сезоне "Игры престолов" фанское сообщество сильно взволновалось после неоднозначной сцены между Джейми и Серсеей? Дело-то было даже не в том, изнасилование это было или нет, а в том, что эта сцена привлекла внимание к так называемой проблеме "серых зон". Когда вроде и не считается насилием, но чо-та как-то не так. Так вот, в "Чужестранке" ясно продемонстрировано: никаких "серых зон" нет и быть не может, они все тоже "черные".



Когда в "Игре престолов" Рамси разрывает платье у Сансы, это смотрится, несмотря ни на что, красиво. Эстетично. И сцена, конечно, показана глазами Рамси. Глазами насильника. А это определенная... может быть, не игра, но заигрывание точно: смотрите, это же возбуждает. Так смотрят на нас насильники, и, может быть, в этом что-то есть?

В "Чужестранке", когда мы видим жертву и насильника, мы не ощущаем возбуждения и не любуемся на своеобразную жертвенную красоту. Нет. Мы испытываем гнев, жалость, бессилие. Мы хотим, чтобы это прекратилось. Насильника не оправдывает ничто, как бы говорят нам с экрана. И жертва - не бессловесная игрушка, она может дать отпор и даже оказаться психологически сильнее. Что, впрочем, не отменяет душевных травм. Когда главного героя спасают из тюрьмы после страшных пыток, он не скачет тут же по лугу с ромашками. Нет, он хочет умереть. И даже когда желание убить себя проходит, нам ясно дают понять, что то, что случилось, не прошло для него бесследно, и ему еще долго придется разбираться с последствиями.

И такой подход кажется мне гораздо здоровее, чем то, что мы обычно видим на телевидении. Вы можете назвать еще один сериал, где насилие было бы изображено без этих вот эстетических заигрываний и сексуального подтекста? Пожалуй, первый сезон "Настоящего детектива" таким был. Особенно та сцена, когда Марти смотрит запись изнасилования девочки, и затем говорит Расту, что тот не должен держать таких кассет при себе, а Раст - как всегда смотрящий в корень - говорит, что таких кассет вообще быть не должно.



Сейчас, когда телевидение наконец-то начало говорить о тех вещах, о которых так важно рассказывать, но которые так долго оставались табу (однополая любовь, ксенофобия, коррупция, педофилия и т.д.), можно было ожидать, что первая волна будет скорее "шоком ради шока". Шок уже то, что говорят об этом. Но зритель уже наелся, и, видимо, скоро мы увидим и вторую волну, а за ней и третью. С другими акцентами и другим посланием. И - смотря на "Чужестранку" - эта тенденция кажется мне здоровой.

Намного здоровее, чем красиво разрываемое подвенечное платье Сансы.

изящные словеса, serial-addicted, рецензии

Previous post Next post
Up