Aug 01, 2007 07:23
Прочитала. Понравилось.
Отмечу первым делом, что вообще-то я не столько читала, сколько просматривала. Первые несколько глав на русском, но, когда поняла, что за обилием идей героям ни одна мысль в голову не придет :(, переключилась на оригинал.
Так что тезисно обо всем.
Общее впечатление от книжки самой по себе
Самое положительное. С одной стороны, она очень реалистичная, весьма метафорическая и т.д.; с другой - именно седьмая книга оказывается наиболее сказочной из всего цикла. Прекрасный ритм повествования, замечательный многоцелевой квест на уровне фабулы. Все лучшие сюжетные находки предыдущих книг серии очень вкусно приготовлены и немножко по-новому поданы. Это отличный образец качественной фэнтези (есть и sword, и sorcery :)) с правильной моралью.
Касательно разогорченного фэндома
Я уже заметила, что настоящие фанаты остались, как правило, разочарованы, и в основном тем, что, якобы, последняя книга вышла слишком предсказуемой. Оказывается, и хоркруксы все давно угадали, и кто на ком женится знали, и юношескую любовь Снэйпа предсказали... А что угадать не смогли (сами Hallows, семейная история АД, непоэтическая смерть СС) - то особенно не понравилось, потому что неуместно и против ожиданий.
Им, фанатам, конечно, виднее, когда Профессор автор ошибается. Но мне, как простому читателю, наоборот понравилось: и как преподносились в тексте все предугадываемые события, и как открывались вдруг совершенно новые сюжетные повороты, и как за их счет заметно обогатилась в последней книге вселенная Ролинг.
О потттериане в целом
По идее, только в целом о ней и можно судить :)
Так вот, только седьмая книга наконец-то дарит благодарному читателю полноценный катарсис. Если на протяжении первых шести томов положение дел в конце каждой книги было хуже, чем в начале, и постепенно становилось ясно, что возможности dei ex machina в мире Ролинг весьма ограничены, то где-то с середины седьмого тома появляется надежда. И надежда эта рождается из тягучих и нудных описаний быта одиноких подростков в страшное военное время - потому что в этих условиях, тем не менее, происходит медленное взросление Гарри и становится более настоящей и сильной любовь Рона и Гермионы, а это гораздо важнее любой "Армии Дамблдора".
Получается, что весь цикл действительно является своеобразным романом воспитания, причем ориентированным не только на родителей, но и на детей :) С одной стороны.
С другой стороны - это сказка. Страшная, как и полагается сказке, причем страшная от начала (глава первая первой книги) и до самого конца. Однако источник и природа страха незаметно меняются, по мере того как герой, глазами которого мы видим события, постепенно приобретает эмоциональный опыт и понимает разумом и чувствами, что есть зло, где оно и как с ним можно бороться.
Об эпилоге
Эпилог замечательный! Я не представляю, чего еще можно желать... Оба брака оказались крепкими и "детными". Главный герой - хороший отец. Логичное завершение и для сказки ("стали жить-поживать") и для романа воспитания ("моя бюргерская, обывательская любовь к человечному, живому, обыденному. Все тепло, вся доброта, весь юмор идут от нее, и временами мне кажется, что это и есть та любовь, о которой в Писании сказано, что человек может говорить языком человеческим и ангельским, но без любви голос его все равно останется гудящей медью и кимвалом бряцающим"). Гарри все-таки не художник, не инопланетянин, и не пламенный революционер, чтоб красиво гибнуть в цвете лет.
Кто-то из реала мне высказывал мнение, что имя Albus Severus ужасно. ИМХО, ничего подобного. Во-первых, это отличный способ отдать дань памяти двум выдающимся людям и одновременно задать планку ребенку. Во-вторых, это очень красивое сочетание. Мальчик получит образование, вступит в орден цистерцианцев и станет когда-нибудь настоятелем Пембрукского аббатства.
О светлом образе профессора Снэйпа
Я очень-очень люблю Рикмана, но не могу не признать, что кинематографический Снэйп весьма отличается от книжного. В тексте нет романтического шпиона, гордого, мрачного и никем не понятого. А есть умный, но не очень терпимый мужик, с проблемным характером (и позицией "я начальник - ты дурак"), с отсутствующей личной жизнью, однако очень хорошо реализовавшийся на трех важных работах, две из которых - тайные. И закономерно, что неудачная детская дружба, так и не переросшая в любовь, остается его главным эмоциональным воспоминанием. Профессор очень умен, умеет признавать свои ошибки, если иного выхода не остается, обладает развитым чувством долга и склонен к жертвенности: из него получился бы неплохой отец, но понятно, почему ни одна, даже сказочная героиня с таким связываться не будет.
Вот кстати интересно будет посмотреть на экранизацию седьмой книги, да...
О темном образе Альбуса Дамблдора
Не вполне понимаю, почему многие обиделись на историю заблуждений и ошибок господина директора. В конце концов, нам исподволь начали о них рассказывать еще в первой книге (трудное детство малыша Поттера, каморка в подвале и все такое). И в каждом следующем томе Дамблдор все откровеннее демонстрировал свою... э-э-э... погрешимость и невсемогущесть. Предпоследняя книга в этом отношении бьет все рекорды: господин директор целый год рассказывает подросшему герою о себе, о своих жизненных целях и установках, о своих ошибках и неудачах. Значащей в контексте войны информации о Темном Лорде мальчик и читатели практически не получают, все ныряния в мыслехранилище (или как его в переводе обозвать?) служат лишь поводом поговорить, обсудить, проверить, что и как Гарри усвоил.
И хотя в начале седьмой книги парень упорно стремится верить только друзьям покойного, что вполне объяснимо шоком и искренним горем, - все-таки он вспоминает потом признания самого Дамблдора и достаточно непредвзято и объективно для семнадцатилетнего оценивает учителя, чтобы иметь возможность учиться на чужих ошибках, как ни банально это звучит.
О черном и белом
А больше всего я люблю седьмую книгу за то, что в ней наконец-то появился Злодей.
Том Риддл на роль Настоящего Большого Злодея явно не тянул. Его функция в тексте - быть воплощением Зла вообще, вокруг которого кучкуются люди, руководимые более приземленными мотивами. Он страшен, жесток, он воплощение не-политика, дорвавшегося до власти, и в результате своих фокусов с душой - на момент начала повествования он вообще не принадлежит к человеческому роду, просто Враг, которого нужно победить. (Я говорю, разумеется, о тексте Ролинг, а не о ЧКА в версии "всякой ракугани" (с)).
При этом нам с первой книги регулярно напоминают о предшественнике Риддла, побежденном Дамблдором. А "войны отцов наших" всегда овеяны славой...
И вот, наконец, на страницах седьмой книги появляется Гринделуолд.
Бесшабашный вьюнош, выгнанный из школы и оставивший-таки на старых стенах свой знак (меня именно это из всех его деяний больше всего зацепило). Одаренный молодой человек, заводящий знакомства с величайшими волшебниками настоящего и будущего. Alter ego Альбуса Дамблдора в течение некоторого времени. Талантливейший политик, сумевший при помощи страшного лозунга "For the Greater Good" развязать войну на континенте и практически победить. Кстати, если он ровесник АД, а последнему было сто лет, когда он все же одержал победу над Гринделуолдом, то, получается, умница Геллерт повластвовал в свое удовольствие.
Ну и совершенно потрясающее завершение жизненного пути: полувековое заключение в построенной им же самим тюрьме (под вывеской "For the Greater Good"), интеллектуальное раскаяние и смерть от руки пародийного последователя.
Вот кстати... вспомнился мне в этом месте один патриций, который руководствовался принципом "Не строй темницу, из которой не сможешь выбраться". Неужели Гриндделуолд был для этого недостаточно умен? Или все-таки он позволил себя победить? Служение лозунгам, даже тем, которые ты сам провозгласил, иногда надоедает.
Пусть мальчики и девочки ассоциируют себя с боевыми гриффиндорцами, пусть одинокие дамы мечтают о декане Слизерина, а я тем временем позволю себе повосхищаться двумя стариками. Положительный Герой и Отрицательный Герой - оба совершили множество преступлений и оба, в итоге, пришли к одному и тому же. Нам продемонстрированы даже не черный/белый + все оттенки серого, а полноценное цветное шоу. Я в восторге.
В общем, когда у меня будут дети, а точнее - когда они будут достаточно хорошо знать английский, я им эту сказку подсуну.
ГП,
чтиво,
чтение