(no subject)

Aug 29, 2016 17:40

В отличие от приличных стран, где населенные пункты называют Архангельском или Sainte-Marie-sur-Mer в честь соответствующих церквей и монастырей, для поздно крещеной и рано опротестантившейся Швеции более характерны названия церквей в честь населенных пунктов, где они расположены (стандартные Мельниковы хутора, Южные торжища, Большие деревни, Каменные озера, Березовые заливы, Старые выселки и иже с ними, по-шведски умещающиеся обычно в 2-3 слога).
Еще одна милая традиция - называть церкви в честь царствующих на момент постройки особ. Вот и Adolf Fredriks kyrka на одной из центральных улиц Стокгольма, Sveavägen, названа вовсе даже в честь Адольфа Фридриха Гольштейн-Готторпского, честного лютеранина, заложившего первый камень в 1768. Ранее на этом месте была часовня святого Олава и небольшое кладбище, где покоился несколько лет прах не пережившего шведской зимы Декарта, пока не вернулся на родину. Среди оставшихся могил - как простые сапожники, так и знаменитости. Наиболее известен широкой публике, пожалуй, друг Советского Союза и враг Израиля Улоф Пальме, убитый на одной из соседних улиц.
Новая церковь неоклассическая, крестообразная, с очень длинным трансептом и невысоким куполом. Среди академических апостолов на парусах привлекает внимание неожиданно молодой Иоанн. В память о Декарте есть мемориальная доска и аллегория Истины в виде земного шара, с которого сорван покров лжи. Этот памятник, а также заалтарное Воскресение потрясающей силы и выразительности, созданы Сергелем, величайшим шведским скульптором до Миллеса/всех времен (в зависимости от вашего отношения к модернизму). Роспись купола обновлялась на прошлом рубеже веков, а последняя генеральная уборка и реставрация проходила в 1996-97 под руководством архитектора Уно Седерберга. Среди прочего он вернул старые хрустальные люстры в трансепты, а также добавил новые, собственного дизайна, небольшие, золотистые, где прикрытый источник света отражается от изогнутых пластин и свечение сквозь щели дает довольно правдоподобную иллюзию живого огня.
Но главное, чем славится эта церковь - замечательный орган и частые концерты. На прошлой неделе, например, был организован фестиваль молодых органистов (24-36 лет) и каждый вечер один молодой музыкант представлял концертную программу из любимых авторов. Мы сходили только дважды. При всей любви к Моцарту и Баху, особенно интересным мне показался выбор Понтуса Лейтца, игравшего в воскресенье исключительно музыку живущих композиторов. Я, в отличие от многих школьных друзей, никогда не училась музыке и очень мало знаю о ее истории и современном положении. Поэтому каждое свидетельство, что музыка не закончилась на Брамсе, воспринимаю с удивлением и любопытством :)
Монс Такле, Ад Ваммес и Беньямин де Мурашкин пишут очень "слушабельные" и немножко, как мне показалось, кинематографические произведения. Лев Толстой иллюстративную музыку не одобрял и триптих "Колокола" - "Радость" - "Созерцание" Ваммеса не оценил бы. А мне понравилось.

обыкновенная жизнь, Стокгольм

Previous post Next post
Up