ВЕРА ИЛИ СУРРОГАТ ВЕРЫ?

May 29, 2015 08:55

Оригинал взят у rebrik в ВЕРА ИЛИ СУРРОГАТ ВЕРЫ?
Моя новая публикация на белорусском ресурсе



Можно много и долго рассуждать о Боге. Не составляет особого труда узнать основные догматические уложения православной веры, и тогда несведущие будут воспринимать твои слова как богословские рассуждения. Нет проблем и в знании основных молитв и порядка богослужения. В начале 90-х, когда «Богослужебных указаний» еще не издавали, пользовались старыми, 50-х годов выпуска; там же, где их не было, всегда находились «спецы-литургисты», которые правильно составляли последования очередной службы. Возрождение Православия в конце прошлого века дало немалое число тех, кто не только мог бойко и правильно читать церковнославянские тексты, но и четко знать историю всех Вселенских Соборов и разбираться в различиях богословия Святых отцов. Помнится, на первом форуме отца Андрея Кураева (в те годы практически единственной площадке, где серьезно говорили о Православии), был довольно молодой участник, который никогда не посещал Церковь, но разрешал все вероучительные проблемы и непонимания с легкостью, оперируя не только богословскими терминами, но и четко подобранными святоотеческими цитатами.

Казалось бы, с этими-то знаниями ты - верующий и уверенно топаешь к спасению, или, как говорит профессор Осипов: «Сразу в Рай, сразу в Рай, только тапки надевай».

Правильно русская поговорка глаголет: «Когда кажется, креститься надобно».

Вспомните женщину из Филипп, о которой в Деяниях апостольских говорится. Эта женщина много дней ходила за Павлом и его спутниками и кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения (Деян. 16: 17). Ее, естественно, воспринимали как юродивую и чуть ли не как святую пророчицу, одержимую духом прорицательным. Наверное, не только воспринимали, но еще и утверждали, что это «божий человек», обладающий духовным зрением. И вдруг неожиданное негодование апостола: Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час (Деян. 16: 18).

Почему это произошло? Ведь слова правильные говорила, денно и нощно за апостолами бродила. Оказывается, что духовная ложь может и во вполне, на первый взгляд, правдивых словах заключаться. Тот дух, которого из женщины апостол Павел прогнал, давал суррогат веры, ведь женщина лишь ходила за апостолами, но не была вместе с ними.

Перед нами - евангельский вариант столь популярного ныне утверждения «У меня Бог в душе». Можно много и бесконечно долго рассуждать о Христе, но остаться вне Его. Одних слов и знаний мало, нужно конкретное участие в жизни Церкви.

Обратите внимание на жития наших святых: каждый из них, независимо от времени, места и продолжительности своего подвига, был не только верен в исповедании, проповеди, мученичестве, святительстве или монашестве, но пребывал в симфонии слова и дела.

Проповедь слова без поклонения Слову лишь медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13: 1). Любить книгу, знать наследие предков и лишь указывать, что именно здесь «правда», - удел евангельских книжников. Православие многогранно. Не только каждый святой, но и любой прихожанин, исповедание которого сочетает слово и дело, обогащает нашу веру своей удивительной неповторимостью.

У нас столь много святых не для того, чтобы показать «массовость» или «повсеместность» веры. Иная суть православной агиографии - констатация, что каждый из подвижников шел к Богу своей, неповторимой, только ему присущей дорогой. Лишь одна общность их объединяет: любовь к Богу и практическое совершение дел этой любви.

Уже более двух десятков лет прошло с того дня, когда к нам в храм пришла незнакомая женщина. Тихая, не требовательная, удивительно скромная, она была практически на каждом богослужении, часто исповедовалась, сама попросила дать ей церковное послушание. До своих последних земных дней занималась приходской ризницей (там всегда много сугубо женской работы).

По ее манерам, разговору, культуре общения и рассуждениям было понятно, что это образованный человек, проживший непростую и довольно многообразную жизнь в кругу, где к вере и церкви относились в лучшем случае снисходительно. Кто она, мне известно было, но на исповеди Зинаида Ивановна - так звали нашу новую прихожанку - попросила без особых на то поводов о ее прошлом «не распространяться». Я и помалкивал.

Повод появился неожиданно.

Наверное, на каждом приходе есть свой «богослов», который, как он сам считает, все знает, ошибки священника замечает, действия его обсуждает и проповеди комментирует. Больших проблем данные личности не создают, но, что греха таить, в смущение вводят.

И вот во время одного из воскресений Великого поста, после службы и приходской трапезы, наш знаток, собрав вокруг себя почитательниц, красноречиво рассуждал насчет слабости веры у нынешних верующих и священников. Сыпались цитата за цитатой, ссылка за ссылкой, но вывод напрашивался один - святых больше нет, времена последние, надобно бросать все житейские заботы, лишь молиться и поститься.

Зинаида Ивановна сидела в уголке трапезной. Вернее, не сидела, а пыталась решить: можно ли из старого, истертого пономарского стихаря, который был у нее в руках, что-нибудь полезное для храма выкроить или проще отправить его в печку. На нее не обращали внимания, так как она во время таких бесед всегда молчала.

И вдруг:

- Скажи мне, брат во Христе, а как же, если только молиться и поститься, заповеди Божии исполнять?

«Богослов» странно посмотрел на невесть откуда взявшуюся оппонентку и резко ответил:

- Заповеди надо не нарушать.

Зинаида Ивановна тихо и уверенно возразила:

- Заповеди, мил человек, исполнять надобно. Для спасения одной веры маловато будет, еще и дела веры необходимы. Вы бы, дорогой мой, слова апостола Матфея вспомнили (и она наизусть прочитала): Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7: 21).

И добавила:

- Видите, исполнять надо волю Божию не только молитвой с постом, а и делами конкретными.

Прошло уже три года, как предстала пред Богом раба Божия Зинаида, но как не спросят о вере и делах, как, в очередной раз, не изрекут стандартное: «У меня Бог в душе», так и вспоминаю свою прихожанку. Последние пятнадцать лет своей жизни она у нас на приходе практически все время была, а до того - в областном центре, как микрохирург, кандидат наук, жизни человеческие спасала…

28.05.2015

Previous post Next post
Up