Точка наблюдения 789. Школа 21 Казань.

May 15, 2024 22:15


Или «30 лет спустя...»

Еще в Севастополе я как-то пройдя по ссылке из рекламной рассылки случайно прошел отборочное тестирование в Сберовскую «Школу 21»



Здание школы сперва не впечатлило...



Но... «То не было шариковой ручки, то денег бумагу купить...» никак не находилось времени поехать на целый месяц в Казань вспомнить программирование, которым я увлекался в школьные годы когда это еще не было мейнстримом. Если кто еще не в курсе - см Точку наблюдения №3 но вкратце после окончания средней школы я честно пытался поступить на ФизТех на факультет Прикладной математики и в МГУ на Вычислительную Математику и Кибернетику - но не преуспел, так как сдавать на вступительных нужно было математику и физику, а не программирование.

Хотя моих остаточных школьных познаний по программированию еще хватило чтобы год спустя написать за пару ночей для друга курсовую на ВМК по машинной графике на С++  с летающими в трехмерном пространстве и правильно отбрасывающими тени методом таксировки лучей трехмерными объектами... На ВМК я нашел друзей, с которыми общаюсь до сих пор, проникнув в команду КВН под чужим именем с последующим разоблачением, но данная история совсем не об этом.

Но в марте этого года я наконец-то нашел свободный месяц (26 дней) на прохождение интенсива, взял билеты, забронировал хостел, прослушал вводное собеседование и прилетел в Казань. И тут заверте... Казань я видел в основном по дороге в аэропорт и обратно, остальное большей частью по дороге между хостелом и кампусом и обратно.



...но изнутри - совсем другое дело!

Школа не впечатлила снаружи при первом знакомстве - ДВФУ во Владивостоке выглядит куда современнее )) но первое же знакомство вблизи исправило впечатление. Огромные залы с ровными рядами современных  айМаков и 300 человек, увлеченных программированием, собранные вместе! Эх, мне бы такую возможность лет 30 назад, когда из источников информации о программировании у нас были бумажные книги, программы писались сперва на листках бумаги, чтобы вечерами или по выходным пробраться в нерабочее время на работу к родителям и проверить будет ли это код работать на компьютере...



Поехали!

Школа 21 проповедует весьма необычную методику обучения peer-to-peer - в ней нет преподавателей, лекций, семинаров и коллоквиумов. Есть критическая масса людей, объединенных общими интересами и возможность пользоваться для решения задач любыми доступными средствами поиска информации (кроме контрольных!) Прочитай задание - прочитай еще раз - спроси у гугла - спроси у соседа справа и слева. Общение с участниками является частью обучения и неизбежно даже для таких социофобов и интровертов как я.



Все люди делятся на 10 типов...

Интенсив длится 4 недели, задания построены в виде текстового квеста (мое поколение еще помнит компьютерные игры такими!) и создает атмосферу постоянного дедлайна - все успеть практически невозможно, а для тех, кто успел - есть задачи со звездочкой... 4 дня индивидуальных заданий с деланном 3 часов, в пятницу - экзамен (длится 4 часа, нельзя пользоваться ничем, нельзя говорить, нельзя делать резкие движения, нельзя ставить воду на стол, прыжки на месте - попытка улететь), а на выходные - групповой проект на случайно выбранных троих участников в качестве отдыха. Повторить 4 раза без последних выходных...



Один из групповых проектов - реализация видеоигры Понг на Си

Каждый день - новый квест, квест делится на отдельные тесты (от 3 до 8) и оценивается тремя другими участниками и роботом Вертером (кстати молодежь не смотрела «Гостью из будущего» и не знает кто это). Но чтобы проходить проверки - нужно проводить проверки - поддерживая баланс проверочных баллов. Для группового проекта кроме проекта другими участниками предусмотрено «Стафф ревью» - проверка проекта участниками основного обучения. Плюс - групповые активности. Поток разделен случайным образом на трайбы, которые зарабатывают пойнты проведением обучающих и развлекательных мероприятий.



Лекция о мозге программитов

Мероприятие должно собрать 5+ человек, должно быть анонсировано и проведено. Нет, время на него надо найти оторвавшись от решения задач. Да, софтскиллы тоже рулят - в принципе школу можно пройти не программируя, а договариваясь. Впрочем, списывать нельзя, читерство - грех и отдельный флаг, обновляющий все успехи - на проверках нужно уметь пояснить за код. Но можно договориться. Уровень задач - скорее школьно-олимпиадный (каким я его помню) но математическая или программистская база помогает - есть задачки на векторы и матрицы например и есть проекты на работу с файлами и реляционный базы данных. Да, звучит страшно но на деле оказалось что все постигаемо, хотя до этих глав я в книгах по программированию в детстве ни разу не доходил...



Образовательное мероприятие

Четыре недели пролетели незаметно, процесс изрядно геймифицирован с тестами, квестами, баллами и уровнями, роза-диаграммой навыков и собственным учебным порталом. Выбраться погулять в город мне удалось пару раз на пару часов - первый после успешной сдачи 3-го экзамена, второй - на отработке пенальти за флуд в школьном чате :) чтош, это веселее, чем протирать мониторы и писать инструкцию по пользованию стулом!



Гамовер

Но все когда-то кончается и хорошее почему-то кончается всегда быстрее! Бессонную ночь за монитором я провел всего одну, работая над финальным одиночным проектом, за который в итоге взялось примерно 3 человека из 300... правда так и не сдал его Вертеру, не убрав из кода неиспользуемую функцию. Проверки на стиль, кстати, там так суровы что банальный «Хэло, Ворлд!» я сдал с пятого релиза :) В финале было общее собрание и снятый выжившими участниками (порядка 80 человек) коттедж для отмечания этого факта. И все разъехались по домам ждать письма счастья - кто прошел на основное обучение...



Обучение peer-to-peer

программа, школа21, сбер, учеба

Previous post Next post
Up