Точка наблюдения №775 Как я провел этим летом

Oct 16, 2023 22:40


Итак, я в очередной раз вернулся - и это удача, я считаю!

Вернулся я не весь, 14 кг меня остались где-то на просторах Сибирской платформы, вышли с матом и потом и я надеюсь не вернутся к весне. Еще в поле я заподозрил неладное, когда штаны, которые я застегивал только на вдохе, начали свободно болтаться на последней дырочке ремня, проколотой в далёком 2006м и из отражения в зеркале в бане на меня глянул какой-то изможденный бородатый старик...



«Чтобы попасть на Территорию, вы должны сесть в самолет. Правда, летом вы можете добраться сюда и на пароходе - месячное плавание среди льда и тумана, когда кажется, что мир исчез и существуют лишь железная палуба, перекличка сирен каравана и ваша каюта. Через несколько дней именно в каютевы и будете проводить почти все свое время, ибо вам быстро осточертеет блеклая полярная вода, низкое небо и слово "навигация", которое произносится тысячу раз на дню» (с)

Самолёт АН-24, наследие более высокоразвитой цивилизации, способный садится на грунтовые полосы авиакомпании «Полярные авиалинии» - авиакомпании с самым возрастным парком воздушных судов, бодро и по расписанию (в отличии от авиакомпании «Якутия»!) доставил нас в поселок Саскылах - столицу Анабарского улуса республики Саха (как теперь самоназывают себя якуты). Камаз-вахтовка перевез нас от аэропорта на песчаный пляж реки Анабар, а далее суда на воздушных подушках закинули на базу Эбелях, рядом с заброшенным (расселенным в 90х) одноименным поселком, раскинувшимся на высоком берегу реки в устье р. Эбелях.



Аэропорт Саскылах

Наименование ручья - притока р. Анабар дало название одноименному поселку, базе старателей ООО «Алмазы Анабара» на его руинах и листу государственной геологической карты масштаба 1:200 000 R-49-XI,XII на которых работает в этом сезоне геохимическая партия №4 ФГУГП «ИМГРЭ». Раньше, когда партии не ленились переименовывать каждые 2-3 года она тоже называлась бы Эбеляхской. В какую бы глушь мы не забрались в нашей стране - нас встречают артефакты прошлой высокоразвитой цивилизации советских людей, веривших что на Марсе будут яблони цвести задолго до Маска. На высоком берегу Анабара стоят памятниками самим себе на сваях двухэтажные многоквартирные дома заброшенного поселка. Виднеются емкости для топлива, водонапорная башня, ангары рембазы для техники и прочие постройки. Алмазы Анабара - дочернее предприятие АК АЛРОСА разрабатывает тут крупнейшие россыпные месторождения алмазов в стране, коренные источники которых до сих пор не найдены. Но и россыпи - дело выгодное и их база существенно отличается от лагеря временщиков-бюджетников через дорогу. Основные строения вахтового поселка находятся дальше от берега, а на самом Анабаре - зона причаливание для СВП - Судов на Воздушной Подушке (см. артефакты древней цивилизации), основного речного транспорта в этих местах.



Суда на воздушной подушке

Суда эти могут (хотя и не любят) выбрасываться на берег, но предпочитают делать это на ровной косе без крупных камней, чтобы не порвать резиновые юбки, держащие их над поверхностью. Здесь же КПП со шлагбаумом и камерами видеонаблюдения, вагончики-бытовки для отдыха охранников, водителей и механиков. Через отсыпанную отходами алмазного карьера грунтовку небрежно заброшен в болото лагерь ИМГРЭ - основная база нашей экспедиции. Он состоит из 3х вагонов-бытовок попроще, ставился зимой по снегу и поэтому сейчас в июле находится посреди огромной лужи, для передвижения по которой неаккуратно разложены доски, в избытке оставшиеся от местного «дачного» поселка, о котором я расскажу отдельно.
   В белом колесном балке не без некоторого полевого шика разместилось начальство: начальник партии, зам его и главный геолог. Балок состоит из комнатки на четверых по типу купе, со шкафами и столиком; кухонной части с печкой, электроплиткой, кухонными шкафами и бойлером и санузла со стиральной машиной и душевой кабиной, но без унитаза, который сиротливо валяется снизу под балком - мечта держать в тепле начальственные задницы так и не осуществилась. К нему же привинчено главное средство связи - спутниковая антенна-тарелка, обеспечивающая интернет-соединение с Большой землей и миром.



Базовый лагерь ИМГРЭ

Два других синих балка, стоящие на полозьях - в самой дешевой комплектации, годящейся только для посменного сна вахтовиков, содержат по 2 комнатки на 4х человек со столиком между полок и окном в торце. Никаких шкафов и рундуков для хранения не предусмотрено. Жить и работать в таком помещении вчетвером невозможно - только приходить спать умотавшись за 12-часовую смену. Небольшая прихожая оборудована дровяной печью, умывальником и вешалками. Впрочем, когда топится печь, одежду с них лучше убрать, а умывальники вечно сломаны.
   Один из балков прозван «молодежным», второй - «старперским» ибо в первом обитают в основном студенты-буровики МГРИ, одногруппники сыночки зам начальника партии, а во втором - суровые пенсионеры-лодочники и вездеходчики. Мы попали в молодежную фракцию. Поотдаль есть ещё камералка, баня и туалет, оборудование в досчатых домиках местных «дачек». Но в камералке по мнению местных геологов несмотря на висящие по стенам пару сиротливыми карт, тоже живут рабочие, которые в ней же едят и спят, так что работать в ней невозможно. Кухня либо столовая отсутвует как класс - все готовят и едят по своим норам - в хорошую погоду на улице, в плохую - кто где смог, такое я вижу в партии впервые. Поэтому распорядок дня тоже отсутствует - кто-то встает на рыбалку в 6 утра, а кто-то спит до обеда. Но база, как и все в нашей жизни - временное явление. Из этого странного места мы должны отправиться уже на участки работ водным либо вездеходным транспортом.



В лодке нет комаров! Пёс доволен :)

На Базу Эбелях через пару дней после нас должна была прибыть комиссия Роснедр. В связи с чем наш наскоро сформированный отряд №8 из оставшихся неприкаянными геологов и рабочих (двое новоприбывших плюс оставшиеся невостребованными «сливки» местного общества, которых никто не взял в другие отряды пока был выбор) был спешно сформирован и отправлен к месту ведения работ. Действующие лица: лодочник Дмитрич, рабочий 3го разряда Андрей Большаков, два техника-геолога: студент 2го курса МГРИ Марк и студент 3го курса МГУ Арсений и Ваш покорный слуга в качестве начальника отряда. «Да это же бардак! - зато ты главный!» (с)
  Нам достался участок Бильлях в устье одноименной реки, притока Анабара в 35 км ниже Базы по течению. Никаких карт участка и маршрутных «бегунков» как положено приличным людям мы не получили. Карты с расчетными точками отбора проб: донных, почвенных, шлиховых и коренных были загружены в GPS. Часть листа 50ка, часть - 200ка. Распечатанная и заламинированная топоснова для ведения карты фактов имела формат А4 для 200-тысячного листа. Космоснимки вообще не распечатывались и были доступны только через приложение на андроиде. Генератора лагерь не предусматривал, собственно как и работы с ноутом тоже…



Левый берег р. Анабар напротив устья руч. Бильлях. Лагерь 1.

Я что-то в сборах дал слабину и согласился не брать нормальную брезентовую палатку с печкой (на базе полно палаток но нет легких печек). В итоге жили мы в туристических «заползушках» как их называют геологи. Когда сам я студентом впервые приехал на производственную практику в Забайкалье я тоже привез такую свою родную туристическую полусферу «Сьерра», однако местные геологи увидев её спросили: «Это для собаки что ли?» и научили меня нормальной жизни в брезентовой палатке с печкой и нарами. Потом с ростом ответственности в моей палатке уменьшалось количество жильцов, появился стол и полки для образцов. А в бытность нашу на Чукотке мы также ставили 6-местные брезентухи в качестве кухни, камералки и бани. Туристический нейлон легок и хорош для многодневного маршрута если возникает необходимость нести палатку в рюкзаке… но для работы не годен - никакой возможности просушить вещи, работать с картой, дневником и образцами, да и комфорт отдыха весьма условен. Однако, прибыв к месту ведения работ мы поставили лагерь на хорошо продуваемой галечной косе и изготовились к работам.



Смотрите дети - так работать нельзя!

...продолжение следует.

Анабар, работа, Якутия, Геология

Previous post Next post
Up