Голубая страна

Apr 03, 2012 13:13



БОРИС КОЛЫМАГИН

Что ни говорите, а все же добрая страна Финляндия россиянам больше всех шенгенских виз выдает.
В прошлом году из 4,5 миллиона 1,2 миллиона были финские, а в этом, по прогнозам, их будет на 20% больше.
И едут соотечественники: шопинг, работа; кто-то, естественно, остается.
Растет постепенно русская община Суоми.
И все хорошо, если бы не проклятый бэкграунд, тоталитарные мигалки сознания.



Ну вот, только одно наблюдение. Недавно в Хельсинки прошла конференция, организованная журналом LiteraruS «Михайло Васильевич Ломоносов: наука, академия, символ». Был в рамках этого мероприятия и симпозиум, и круглый стол, и встреча с русскоязычными читателями. И еще чаепитие, во время которого неожиданно выяснилось, что многие русскоязычные граждане Финляндии вполне себе гомофобы. На замечание о «честных выборах» Путина они рассказывали о своих президентских выборах. Оказывается, все голосовали за Саули Ниниисте, который и стал двенадцатым по счету президентом. Хотя он и в НАТО Финляндию хочет втянуть, и социальные пособия урезать, чего наши «бывшие» не одобряют. Голосовали против представителя партии «зеленых» Пекка Хаависто, первого в истории гомосексуалиста, стремившегося на высший государственный пост. Возражение, что его избирали за хорошую голову, а не за другую часть тела, отметалось с ходу. И такие его качества, как открытость и честность, совершенно не играли в глазах соотечественников никакой роли.

Вроде близко совсем Петербург от Хельсинки, на машине за несколько часов можно доехать. А проскакиваешь шлагбаум - и на тебе: здесь ты представитель секс-меньшинств, кандидат в президенты, а там - потенциальный преступник. Да действуй в Финляндии законопроект, принятый недавно законодательным собранием Санкт-Петербурга, Хаависто мигом бы за решетку угодил. Стоило бы ему только появиться со своим партнером, парикмахером Антонио Флоресом, в публичном месте, под телекамеры.

Сразу оговорюсь: я совсем не выступаю за пропаганду гомосексуализма, тем более среди подростков. Но принятый питерскими законодателями запрет допускает слишком широкое его применение, дает место произволу. Человека могут преследовать, например, за политику, а обвинять в растлении малолетних.

В Финляндии соблюдение прав человека стоит на первом месте. И даже такой консервативный институт общества, как Финляндская православная церковь, с этим считается. Недаром известный протоиерей Хейкки Хуттонен выступал на съезде гомосексуалистов, а в журнале Aamun Koitto поместил статью на тему пола.

Это не означает, что ФПЦ перестала считать однополую связь грехом. Просто тамошние церковные начальники полагают, что с людьми надо разговаривать, а не грозить им кулаком, как это делается у нас. Себе же дороже станет.

Традиционно относится ФПЦ и к освящению однополых браков - отрицательно. Однако пытается при этом сохранить возможность разговора с представителями секс-меньшинств. После решения Лютеранской церкви Швеции о церковном освящении однополых браков архиепископ Карельский и всей Финляндии Лев заявил, что оно «никоим образом не повлияло на экуменическое сотрудничество» между возглавляемой им Финляндской православной церковью со шведскими лютеранами.

Вообще финское православие показывает нам, в какую сторону может трансформироваться православие русское. Любой храм ФПЦ четко знает свои границы, поскольку членство в каждом приходе фиксировано. Это связано и с выплатой церковного налога, и с участием в самоуправлении, в выборе священника. Финляндская православная церковь стремится ограничить фактор национальной идентификации, и этой цели служат образовательные проекты. Приезжие учатся основам православия на приходе, где национальный фактор остается только в качестве богослужебной традиции. Да и эта богослужебная традиция постоянно размывается. В Хельсинки, к примеру, по-церковнославянски служат только в Троицком храме (изредка в других церквях).

В Финляндии существует немало церковных организаций, которые стимулируют образовательную, творческую, организаторскую активность прихожан. К ним, прежде всего, можно отнести братство препп. Сергия и Германа Валаамских. Братство организовывает совместные чаепития, лекции. Устраивает концерты, занимается благотворительной деятельностью. Словом, стремится сделать верующих служащими людьми, которые не ограничиваются только посещением храма. Благодаря деятельности подобных организаций изменился сам характер ФПЦ, из Sunday-service orientated (ориентированной на воскресные службы) она становится broad service church, церковью, которая активно действует в мире.

Большую головную боль для финского православия доставляют русскоязычные мигранты. Для работы с ними выделена даже специальная штатная единица. Кто-то из приезжих активно осваивает финский язык, интегрируется в общество. Но есть и такие, кто предпочитает вариться в собственном соку. Для них архаика оказывается такой же значимой, как и тоталитарное прошлое. Для этих людей чрезвычайно важны вторичные святыни, битвы за исторический капитал и т.п. Этих людей становится все больше, и один из руководителей церкви, епископ Амвросий, с горечью говорит: «В Лаппеенранте, Иматре 25% прихожан бывшие советские».

Так что, с одной стороны, здорово, что границы с Суоми становятся более прозрачными. С другой - не будем забывать о том, что мы приносим нашим соседям немало проблем.

Сейчас в Финляндии еще лежит снег, льды сверкают под солнцем. Люди бегают утром и вечером по специальным дорожкам - укрепляют здоровье. Nature, чистота природы - может быть, главный бренд Финляндии. Голубая страна.

Фотография РИА Новости
Источник: Ежедневный журнал


Финляндия

Previous post Next post
Up