Привязанность с точки зрения буддизма

Mar 05, 2016 12:09

(RUS): Вопрос: что такое не привязанность?
Ответ: Это отсутствие привязанности к колесу существования и предметам в этом колесе. Если нет пивязанности, нет и вовлечения в негативные действия.
из коренного текста Махаяны "The Compendium of Knowlage" by Asanga

В буддизме считается, что коротковременные удовольствия приводят к страданиям, как червяк на крючке. Абсолютное же счастье это состояние сознание, которого можно достигнуть и оно ни от чего не зависит. И далее проводится черта:
нет ничего плохого в том, чтоб наслаждаться простыми вещами: едой, комфортом, общением. Это не противоречит идее внутреннего счастья, наоборот. Проблемы начинаются тогда, когда мы связываем состояние счастья с каким-либо внешним фактором: кофе, мороженым, лайками на фэйсбуке или другим человеком. Тогда, когда наше настроение и самочуствие начинает значительно зависить от того, получаем ли мы желаемое или нет.
Согласно буддизму существует три основных яда, отравляющих наше сознание, из которых рождаются все остальные негативные факторы и тенденции. Три коренных яда это злость, привязанность и неведение.

"Не является ли привязанность к нашим друзьям залогом того, что мы получаем то, в чём так нуждаемся? Не является ли привязанность нужной и позитивной особенностью нашей психики? Почему именно непривязанность считается в буддизме позитивной тенденцией? Мы привязанны к нашим друзьям и поэтому мы делаем для них много хорошего, поэтому наша дружба крепенет. Не является ли привязанность клеем, скрепляющим дружбу? Почему мы должны этого избегать? Часто мы счастливы, когда понимаем, что кто-то другой к нам привязан. До поры до времени, пока это не начнёт нас раздражать. До какого-то момента чужая привязанность нам льстит, но согласно буддизму, это именно то, что держит нас в кругу перерождений. Привязанность по природе своей это состояние сознания, замутняющее наш рассудок, мешающее видеть вещи такими, какие они есть на самом деле. Это источник клеш и заблуждений. Привязанность присваевает объекту достоинства, которых у него на самом деле нет, либо сильно приувеличивает их. Таким образом мы гоняемся за иллюзией, разрушаем свою самодостаточность и ещё и боимся всё это потерять, вгоняя себя глубже в заблуждения".
достопочтенный Джордж Чуринов в комментариях к "The Compendium of Knowlage" by Asanga

Если мы не хотим с кем-то расстоваться по ряду причин, это не обязательно привязанность. Но это может стать привязанностью, если мы начнём преувиличивать значение и качества другого.

Противоядие привязанности независимость. Независимость это ментальный фактор, который позволяет нам видеть вещи яснее.
Дружба и любовь не обязательно должны нести в себе привязанность, если мы не приувеличиваем качества другого человека, но продолжаем оставаться вместе, поддерживать и помогать.
"На западе мы привыкли говорить "Я люблю тебя". В значении "ты мне нравишься". Мы используем то же выражение, когда говорим "я люблю арахисовое масло". Мы даём другому понять, что нам приятно его внимание и мы готовы давать взамен своё. И если отношение базируются на этом ощущении, то такие отношения базируются на привязанности. И если другой человек нас больше не удовлетворяет, то мы говорим: "извини, я больше тебя не люблю".
Привязанность не является клеем, сращивающим отношения. С точки зрения буддизма любовь это когда ты желаешь другому человеку быть счатсливым и не страдать. Если ты желаешь, чтоб другой оставался рядом с тобой, то это привязанность. Любовь и есть тот клей, склеевающий отношения и она остаётся и в случае, если другой человек меняется или уходит своей дорогой. В этом случае ничего внутри нас не меняется, мы так же желаем, чтоб он был счастлив и не страдал. Чем больше мы способны развивать независимость в отношениях, тем дальше мы будем отходить от привязанности, желания, чтоб человек нас удовлетворял, тем более аутентичными будут становится наши отношения.

Современный мир не заинтересован в таком понимании привязанности. Рынок рекламы и маркетинга, в основном, направлен на развитие позитивного восприятия привязанности. Слово независимость никому не удобно, не нужно и понятно почему.

Лариса Маттейссен,
буддистское базовое образование, ФПМТ



(ENG) Non Attachment
Regarding non-attachment, the Compendium of Knowledge says:

QUESTION: What is non-attachment?
RESPONSE: It is a lack of attachment to [cyclic] existence and the articles of [cyclic] existence. It
has the function of acting as a support for non-engagement in misconduct.

"Attachment is the tendency of the mind that desires to possess a particular object, whether it
be animate or inanimate. For as long as we allow ourselves to be subjected to its demands, we shall
only obtain disappointment and suffering - never the satisfaction that we seek."
Geshe Rabten

"Isn’t attachment our friend that gets us what we want? Isn’t attachment good? Why should non-attachment be a virtuous mental factor? Isn’t the arising of attachment what causes us to get what is pleasing for us? You are attached to some friend, and because of that you do things for them, and then become even better friends, then you stay together; isn’t it like the glue keeping relationships together? Why is it to be avoided? Often we are happy with someone else’s attachment for us - although sometimes we notice after a while that it becomes a burden... at a certain point it might seem satisfying for our self-esteem, but it is what keeps us stuck in cyclic existence. Attachment by its nature is a state of mind, which causes the mind to be unclear. It’s called a klesha, a delusion. It has the tendency of observing something which is attractive or pleasant, what in itself is no problem, but then, on the basis of having observed that, because of superimposing upon the object qualities it doesn’t really have, it wants to obtain or wants to avoid loosing it.
If you didn’t want to separate from the holy guru for good reasons, because they are spiritual guides wouldn’t necessarily be attachment. It could turn into attachment if you exaggerated their qualities. With respect to some beautiful person, exaggerating the qualities of them or anticipating some kind of pleasure they might engender for us, clouds the mind and prevents us from seeing how that can change, how it’s not really in the nature of pleasure".
ven. G.Churinoff in commentaries on root text of The Compendium od Knowlage" by Asanga

Detachment is an anti dote to that. It is not necessarily an exact manifestation of wisdom, but it is a mental factor that acts as an antidote to attachment. It’s a mental state seeing things more clearly.
Attachment is a state of mind that superimposes on something that we perceive as attractive or pleasant, qualities it does not really have, and on the basis of that it exacerbates, it increases our desire for it - wanting to get it or to avoid loosing it. That is what is called attachment. It causes the mind to be unclear. If we are not exaggerating the qualities of something, if in referring to our companions, the help we give them and they give us, if we are beneficial for them and they are beneficial for us, that bond keeping us together, the friendship, the love, doesn’t have to be attachment. but oftentimes our sense of love is very much mixed with attachment. In the West often when we say, ‘I love you!’ -
it’s kind of an expression of liking, ‘I love peanut butter’ or ‘you please me’ - we want the other person to know, so that when we please them by chance, we can sort of circle around one another. If that is the basis for our relationship, if it is based on attachment like that, then when the other person doesn’t please us any longer, we say, ‘I’m sorry, I don’t love you any more’, or, ‘I’m trading you in for a new model!’, or we find pleasure in someone else.
A real sense of love is not based on attachment, that’s is not the glue that keeps the relationship together. From a Buddhist perspective a real loving relationship, the glue that keeps it together, is our affection for the other person; not so much wanting us to be happy, which is kind of self-centered, egoistic, but wanting them to be happy. Then, if the other
person changes, you continue to love them. It might be a challenge still, but it has more chance based on Dharma glue keeping the relationships together. The more we can develop detachment for our loved ones, non-attachment, the more we can eliminate attachment that wants to keep them for our own benefit, because they are pleasurable for me, the more
our relationships can be authentic.

It takes some time to really see the shortcomings of attachment and to cultivate this mental factor. This is not something the modern world has a lot of. The whole enterprise of publicity or advertising industry is trying to develop our attachment.

attachment, асанга, mahayana, asanga, привязанность, buddhism, буддизм, махаяна

Previous post Next post
Up