В тибетском буддизме постоянно встречается понятие "карма в действии" и, на мой взгляд, разобравшись в этом понятии появляется более чёткое представление о таком фундаментальном понятии буддистской философии как причинно-следственные связи.
Попытаемся разобраться.
Насколько я понимаю, нельзя сказать, что что-то с нами случается, то есть сами события это и есть карма. Например: "почему украли мой телефон?" или "почему мой ребёнок меня покинул?" Если углубиться в суть понятия кармы, то, согласно буддизму, нельзя просто сказать "потому что это следствие твоих собственных поступков в прошлом". То есть судя по всему такое умозаключение будет весьма поверхностным. Нельзя сослаться на то, что "в прошлой жизни ты сам оставил своих родителей, потому в этой жизни испытываешь такое же". Особого практического смысла с психологической точки зрения в таких верованиях не будет.
Вспоминается история про одного маленького Ламу - перерожденца большого тибетского учителя. Как-то к нему подошла пара европейцев и в экстазе, наперебой начали рассказывать мальчику про то, как они только что окончили курсы по раскрытию третьего глаза и теперь чувствуют себя превосходно. Маленький Лама закричал: "И ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ С ВАШИМ ТРЕТЬИМ ГЛАЗОМ? ВЫ КАК-ТО ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЕГО, ЧТОБ ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ ИЛИ ВЫ ПРОСТО ЧЕРЕЗ НЕГО СМОТРИТЕ НА МИР?"
По-сути весь буддистский путь и философия направлены на то, чтоб "стать лучше" (to became a better person). Именно такой ответ чаще всего дают люди, приезжающие в махаянские монастыри на ретриты. А потому, конечно, идея кармы не может быть аналогична наказанию за что-то, чего ты даже не помнишь, когда совершал.
Поэтому в буддизме поясняется, что не сам факт того, что у вас украли кошелёк это ваша карма, а то, что вы от этого ощущаете чувство потери. Именно это ощущение само по себе и есть кармический отпечаток на вашем сознании.
Итак, действие бывает трёх уровней: физический, вербальный и мысленный. Но, по-сути это всё можно свести к одному только ментальному виду, поскольку два других всё равно совершаются как результат мыслей. Таким образом главным ментальным фактором, определяющим мотивацию, является намеренье. И как раз природа наших намерений и мотиваций и есть то, что называется кармой в действии. Когда мы говорим о причинах и следствиях мы всего лишь говорим о движении потока нашего сознания. И этот поток становится позитивным или негативным не по определению, а лишь по тому, к каким движениям или к каким другим ментальным факторам этот поток нас приводит, что мы в итоге ощущаем. Негативные и позитивные окраски здесь всего лишь указывают на то, заставляют ли последствия нас страдать или испытывать счастье. В учениях Шакьямуни Будды говорится, что такие ментальные факторы как злость, зависть, ревность, привязанность, вожделение и прочее приводят к страданиям, а значит определяются как "негативные". Доброта, щедрость, забота о других приводят к ощущению счастья, и определяются как "позитивные" для потока нашего сознания. Те или другие факторы появляются только в случае, если они нам на данный момент действительно присущи. Если наше сознание нейтрально, то любое движение намерения будет приводить к нейтральным результатам. И карма, как говорится, будет нейтральной.
Итак, именно характер движения нашего сознания, проявляющийся как намерения и мотивации и провоцируемые ими проявления различных ментальных факторов и определяет карму в движении, согласно понятиям тибетского буддизма.
Лариса Маттейссен
p.s. Упражнение: в течении недели постарайтесь отмечать все приходящие чувства. Определяйте их суть - они физические или ментальные? Они приятные, неприятные или нейтральные?
Постарайтесь различить причины возникновения ваших чувств.
Постарайтесь проследить связи между чувствами и ментальными факторами, к которым они ведут. Таким как, например, страдания, привязанность, отвращение, желание помочь, любовь и прочее.
Пост написан с опорой на комментарии к коренному тексту "A necklace for those of clear awereness clearly revealing the modes of Minds and Mental Factors" достопочтенного George Churinoff:
"Karma is not just like when people say, ‘Why did my purse get stolen?’, ‘Why did my baby leave me?’, ‘Why is it cold today’, - and the answer that is given to that is ‘It is karma’. That is not very clear, not very discriminating. What you can say is that the loss of your purse or your camera or the fact that you came down with some sickness etc. is the result of your past karma. Actions are of three kinds: those of body, speech and mind. Actually, the fundamental actions are those of mind. The actions of body and speech only come about because of mental intention, motivating actions; that is the mental consciousness, and the actions brought about by it. So intention is in some ways the most important of the mental factors because a certain variety of intention in the mental consciousness is the creation of karma - is karma. It doesn’t mean it is the past karma; it is karma, it is action. When we talk about karma and its results, it is that which is the motion of the mind. It becomes virtuous or non-virtuous not by its own sake, but by what happens to be present in the rest of the mind, what other mental factors are there. If, for instance, you take a cloth on a nice polished mahogany table, and the cloth is clean, if you then rub it on the table, it might shine the surface and leave a nice effect. But there will be a little scratch left on the surface when you put some very fine powder on the cloth and then move it. The movement is like the intention; what’s present in the mind is what results of that motion. It may leave some thin scratch on the surface. If you put rough sand and rocks under the cloth and move it across the table, aunt Mathilda is going to go crazy,
because you will leave this big indentation in her table.
So depending on what’s present within the mental continuum when intention takes place, it determines whether the karma that is created becomes virtuous - if there are virtuous mental factors within the mind being dragged along by the intention - or whether it becomes non-virtuous, when non-virtuous mental factors are present. If the mind is a
totally neutral state, neither virtuous nor non-virtuous, the movement will be creating neutral karma. It is the motion in the mind that is the creator of the karma. Anger, for instance, creates negative karma when intention moves the mind to the object while anger is present. We might think, ‘killing is heavy karma’, ‘saying bad words, lying, being abusive creates karma’, also, ‘saying good words or being generous creates karma’; we might clearly see actions of body and speech as karma, but we might not think of the fundamental mind that motivates those actions as karma. While that actually is the fundamental karma! The actions - motivated or intended by them - are subsequent; they also create negative karma, they are paths of action depending on intention, but the fundamental karma is this mental karma.
FPMT Basic Program - Land of Medicine Buddha Minds and Mental FactorsVenerable George Churinoff