По глазам и горлу

Apr 30, 2015 08:04

По глазам и горлу.

За завтраком мы говорили О новостях. О том, что в новостях пишут, что платформы вновь столкнутся либо сегодня, либо через 50 лет. «А что такое 50 лет?» - спросил Мигель.

Сегодня я провела несколько часов в аэропорту, заглядывая в глаза тех, кто улетал.
Вроде бы, конечно, поехала я туда не за этим. А за тем, чтоб спросить у улетающих, не хотят ли они оставить непальцам, из дальних регионов, типа Солу Кумбу, свои палатки и спальные мешки.
Потому что сегодня в 5 утра группа добровольцев из Копана отправилась специальным автобусом далеко в горы, чтоб доехать, сколько можно, а потом дойти пешком туда, куда непальское правительство добираться даже не планирует.

Ровно 3 недели назад, тоже в четверг, 9 апреля, я точно так же ездила в аэропорт Сием Рипа смотреть в глаза прилетающим. За ту поездку я отдала 6 баксов - свой двухдневный прожиточный минимум так, что потом 2 дня голодала. Но тогда в раскладе 6 за 2 размышлять, на мой взгляд, было не о чём. А вот 30 апреля поразмышлять уже было необходимо. К тому же шёл дождь.

С чего, собственно, я взяла, что Непальское правительство передавать гуманитарную помощь людям не планирует? Об этом сегодня говорили на общей копанской встрече, где собрались все те, кто решил не улетать и мобилизоваться. Говорили о том, что вся гуманитарная помощь Непалу, ссылаемая со всех концов света, застревает на границе и дальше не двигается. Непальское правительство ничего не впускает, мотивируя это тем, что всё надо взять под контроль. В том числе и финансовые потоки. То есть, буквально, никто не может перевести сейчас деньги или передать вещи организациям помощи. На собрании было решено предпринимать меры.
Что это значит?

Саша и Лена утренним автобусом уехали в непальский город П. Уехали они потому, что Саша боялся за Лену. А накануне вечером Саша попросил меня взять реквизиты центра помощи пострадавшим во время землетрясения, о котором будут говорить на утреннем собрании. Так вот на утреннем собрании сказали, что если кто хочет помочь Непальцам, то единственный способ это сделать - выйти на улицу, встретить первого попавшегося пострадавшего и отдать ему непосредственно вещи, еду или даже деньги. Это всё, что на данный момент можно сейчас сделать.

В аэропорту посмотреть в глаза мне удалось многим. Кроме нас там было ещё две группы ребят, приехавших в Непал в качестве путешественников, и сидевших на расстеленных пенках, привлекая внимание улетавших.
Напротив аэропорта - палаточный лагерь. Люди ждут своих рейсов уже несколько суток.
Клаудиа сидела на расстеленных тряпках и не могла вспомнить, из какой она страны. Сказала, что откуда-то из Европы. За то, чтоб срочно вылететь из зоны бедствия, она заплатила вдвойне. Авиакомпании тоже решили посмотреть в глаза улетающим. Мы не стали беспокоиться за психическое здоровье Клаудии, поскольку время вылета своего самолёта она знала хорошо.

На собрании спросили - кто хочет сегодня поехать в аэропорт, чтоб попытаться собрать спальники и палатки, так необходимые всем тем, кто не может больше ночевать в своих разрушенных домах?
Нужно было три человека. Помимо меня вызвались ещё двое. Один из них как раз улетал из Непала в Дели, поскольку Индия открыла бесплатные двухнедельные визы туристам, планировавшим потратить свои деньги на гималайские треккинги. Размышлял он интересно: зачем я буду тратить дефицитную непальскую воду, если всё равно ничем не могу помочь? Так, он вызвался поехать первым в группе из трёх человек, отправлявшихся в аэропорт за гуманитарной помощью. По приезду в аэропорт мы втроём разделили стоимость такси, он ушёл регистрироваться на вылет, а мы - в палаточный лагерь улетающих. Больше мы его не видели.

Перед аэропортом, помимо нас с Таисей, было ещё 2 группы европейцев, собирающих спальники, палатки и лекарства с отъезжающих. Ребята просто самоорганизовались в одном из гэстхаузов Тамила. Где-то через часа два после того, как мы к ним присоединились, нас начали атаковать менты и требовать административного разрешения на сбор спальников. Я и ещё один человек сидели на развале у аэропортной стены с табличками, остальные с табличками ходили по территории аэропорта, разговаривая лично с отлетающими. Из-за того, что я давала как раз интервью журналисту из Индии, меня не тронули, а вот моего напарника тем временем менты увели в неизвестном направлении. Ещё минут через 20 подошли остальные, нам пришлось быстро собраться и уехать из аэропорта. Тот, кого увели менты, вернулся невредимым. Нам с бразилианкой Таисей за 3 проведённых в аэропорту часа, удалось собрать 3 спальника, общая стоимость которых, судя по всему, оказывалась чуть больше того, что мы потратили на такси.

Многолетняя борьба с пластиком в Непале и Гималаях, провоцируемая европейскими организациями в рамках проекта “Free Tibet” привела к своим результатам. Пластика в Непале сейчас не найти. В списке необходимых товаров дальним пострадавшем регионам пластик в первом ряду. Людям, уже неделю ночующим на улице из-за разрушенных домов, нечем укрываться от дождей.

Вечером всех согнали в монастырский сад в ожидании очередных толчков. Было как раз после ужина, и мыть за всех посуду остался один дедушка. Дедушка уже много лет заведовал монастырской столовой и в последние годы мучился болями в спине. Я всегда помогала ему мыть посуду и вытирать со столов, а он ни разу мне не намекнул, что ложки в сушку я складываю не правильно. Он по-настоящему ценил мой энтузиазм ему помочь. И теперь, зайдя в посудомоечную комнату, я увидела его одного с горой посуды и больной спиной. Он мыл тарелки и бросал их в следующую раковину для смывания пены. Все остальные уже выбежали из здания. И вот в этот момент я поняла, что передо мной человек на гране потери Бодхичитты (сострадания). И вот в этот момент я так же поняла, что по-настоящему готова отдать жизнь за то, чтоб Бодхичитту он не потерял. И я спокойно встала и начала вместе с ним перемывать эту гору посуды. А где-то через полчаса я так же спокойно налила ведро воды и пошла перетирать все столы в столовой. После этого я собрала его одеяла и помогла ему дойти до его палатки. По нашим лицам молча текли слёзы. В тот вечер землетрясения не было.

В тот вечер я поняла, что главное - это не отдавать всё своё время и энергию на помощь другим, не ожидая ничего взамен. В тот вечер я поняла, что главное - суметь дать себе и другим время на то, чтоб осознать свои ошибки.
А за 2 дня до этого, 28 апреля, Осэл писал мне «Почему ты меня осуждаешь?». На что я писала ему «А почему, ты думаешь, я тебя осуждаю, Осэл?» А он оправдывался. Не выдерживал. Упрекал в том, что утром на вершину горы я не пришла. И что где я была? А я всего лишь мыла посуду, а не то, что он подумал. И что на вершине этой я была накануне ночью, потому что в ту ночь мне не спалось. За 3 часа до того, как пришёл туда он и за 8 часов до того, как началось землетрясение. Конечно, я тоже оправдывалась.
И не осуждала. Ни его, ни других. Ни тех, что в аэропорту. Ни ментов. Ни коррупцию. Никого. Для меня существовало лишь то, что дедушка не потерял в ту ночь способность сострадать. Вероятно, за этим судьба меня в Непал и привела за 38 часов до начала землетрясения. У меня больше не было вопросов к судьбе.

Я думаю тем, кто улетает сейчас из Непала, нужны будут 50 лет, чтоб что-то в себе и своей жизни изменить. Но 50 лет нужны и тем, кто остаётся здесь потому, что им некуда лететь. Мне же лететь некуда не поэтому. Арифметика проста. Такой силы землетрясение в Непале в последний раз было 82 года назад. Через 50 лет 82 года будет мне.
Когда мы помирились с Осэлом, я стала 8369-ым его последователем на фэйсбуке. Потому что мне не нужно лидерство. Лидером пускай будет он.

В самом монастыре Копан разрушений не много. Школа, монашеские кельи и гомпа Ченерезика больше не пригодны к использованию. Но я всё равно хожу в эту гомпу каждый день. То за декоративным покрывалом, висящем на двери, чтоб укрыться ночью, потому что одеял не хватает. То за буддистским молитвенником, составленным Ламой Сопой. То за гидом по Лам Риму. А то и просто, проходя мимо. Больше всего мне хочется ночевать в этой трещащей по швам гомпе, я даже как-то пыталась, но меня обнаружили монахи и уговорили переместиться в более безопасное место. Я живу в мужском монастыре. А Ченерезик - многоликий будда сострадания. Сострадание - фундаментальное понятие буддистской философии. И именно это качество я обнаружила в себе не более года назад. И именно его мне страшнее всего потерять.

По дороге из аэропорта, в окно такси мы видели многое. Горы разломанных кирпичей, людей с лопатами, носилки с трупами и раненными. Ехать было не далеко, Копан совсем рядом с аэропортом. Но горло от смока продрать успело даже за стёклами машины.

Лёжа на самой высокой вершине монастырской горы хорошо смотреть ввысь. Там много взлетающих самолётов. На посадку в непальском небе, сейчас, похоже, идут только белоглавые Орлы. 30 апреля, в четверг, ближе к вечеру, дождь лить перестал, светило солнце и у птиц начался брачный период.

Один из ОрЛов скоро тоже приземлится на эту вершину. ОрЛы, как и чайки, не размышляют категориями в 50. ОнИ, просто и уже очень давно, Ясно и ВМЕСТЕ СВЕТят, как сОЛнце, мнОгими тысячаЛетиями.

«А почему, ты думаешь, что твой путь - через тантру в бесконечность, а не просто - бесконечная тантра?» 
А 8 мая буддисты отметят BIGBIGLOVE DAY.



поскольку ни камеры, ни фотоаппарата у меня нет, фото не моё

сострадние, катманду, непал, землетрясение

Previous post Next post
Up