Я "за" реформу образования

Jun 02, 2012 16:20


Я давно уже собиралась выступить «за» реформу образования, хоть многих она и пугает. Я хочу при помощи неплохих чужих мыслей успокоить массу возмущенных родителей, переживающих за будущее своих детей: «Как? Мой ребенок не может получить такой же объем знаний, что я получал в свое время?»

Ограничив свои размышления только вопросами стоимости дополнительных уроков, мы совершенно забываем о тех возможностях, которые сулит нам этот проект. Мы считаем сокращение количества бесплатных уроков самым главным злом, которое могло совершить государство. Я не возьмусь оценивать мотивы политиков, составивших этот закон. Вполне возможно, что даже они не предполагают, какое благо для людей они совершают.

Вы думаете, я сошла с ума. И я с удовольствием объясню вам мою сумасшедшую точку зрения относительно блага.

Дело в том, что уменьшение нагрузки, объема знаний, количества уроков для учеников средней школы приведет к следующим позитивным изменениям:
  1. Уменьшиться влияние школы на жизнь людей.
  2. Возможно, возрастет роль семьи в жизни людей.


Теперь о каждом благе отдельно.

Чтобы понимать, чем ценно уменьшение влияния школы на жизнь наших детей, нужно правильно оценивать ее влияние самого начала. С самого начала любая система общественного образования - это этакая «фабрика марионеток», институт по созданию полуроботов - послушных, несамостоятельных, не способных критически мыслить членов современного общества.

Прошу вас, не спешите закрывать мою статью, не узнав, что я имею в виду под этим обвинением.

О содержании настоящих уроков, которым учит школа, я узнала совсем недавно, прочитав аннотацию к книге Джона Гатто «Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя». В этой книге мудрый человек, удостоенный множеством наград, Учитель ведет речь о семи основных уроках, которые на самом деле преподаются в школе (и это не математика, и не биология). Он пишет об американских школах, но, прочитав его книгу, понимаешь как недалеко это описание от реальности наших российских школ. Итак, вот 7 уроков, которые получает любой ребенок, проучившись в школе:

Урок 1. Бессистемность. Все, чему учат детей в школе, дается без всякого контекста. Без прикладного смысла. Вещи, не имеющие никакой связи друг с другом, идут одна за другой по причудливому нелогичному расписанию. Составители расписаний учитывают занятость преподавателей и объем знаний, которые необходимо выдать в день, в неделю, в год, но не учитывают того, что со стороны вся их выверенная по часам система выглядит бессвязной. После эволюции человека на земле дети бегут изучать десятичные дроби и главный урок школы состоит  в том, чтобы дети приняли этот хаос как неизбежное, как собственную жизнь.

Урок 2. Сепарация. Школа учит, что людей можно и нужно делить на группы. Способы категоризации так разнообразились, что бывает тяжело разглядеть под обилием ярлыков реального человека со своими мечтами и желаниями. Дети усваивают в стенах школы, что они занимают определенное место и должны оставаться там даже помимо своей воли. «Всяк сверчок знай свой шесток» - вот что они должны запомнить на всю жизнь.

Помимо прочего, деление людей на классы по возрастному признаку необъективно и опасно. Оставаясь запертым в компании аналогичных ему людей, ребенок как бы отрезан от всего многообразия жизни. Он не понимает своего прошлого и будущего, он запечатан в одном только настоящем. Отсутствие полноценного общения с разновозрастными людьми формирует, в конечном счете, отсутствие интереса и к своим корням и к своему будущему.

Урок 3. Безразличие. Школа учит, что когда звенит школьный звонок, ребенок должен бросить все, чем он до этого занимался и быстро бежать на следующий урок. Ни во что не вкладывать душу, ничем сильно не увлекаться - вот, чему фактически учат эти школьные звонки. Они наполняют каждое начинание безразличием.

Урок 4. Эмоциональная зависимость. Все оценки, звездочки, галочки, медвежата - призы и почести, а так же наказания призваны приучить детей подчинятся системе, соответствовать ей. Успел решить задачу - молодец, садись, пять! Все оценки афишируются не только самим ученикам, но и всем прочим, желающим высказать свою похвалу или недовольство. Детей редко хвалят за плохие оценки, тем самым вбивая последние гвоздики в становление полуребенка-полуробота, который рад стараться угодить системе, его создающей.

Урок 5. Интеллектуальная зависимость. Ученики ждут, когда Учитель скажет им, что делать. Тем самым школа учит, что в жизни опасно полагаться только на собственное мнение, что можно и нужно слушаться других людей. Сегодня уже не взывает сомнений, как великолепно выучили мы этот урок, будучи школьниками. Мы всегда ждем, что специалист скажет, что нам нужно делать. Скажет психоаналитик, диктор телеэфира, врач, юрист, механик, инженерии т.д. Индустрия услуг для таких беспомощных людей, как мы, развивается немыслимыми темпами. Я понимаю, что написав об этом, обрекла революционный переворот в школьном образовании на крах. Ведь только такой грандиозный размах в воспитании несамостоятельных и беспомощных людей помогает получать свои деньги за всевозможные услуги и нам с вами.

Урок 6. Зависимость самооценки от мнения окружающих. Ученики постоянно подвергаются всевозможному тестированию. Школа усиленно готовит людей, которые не в состоянии сами оценить чего они стоят. Для самоутверждения им требуется чужое мнение, в зависимости от которого их самооценка скользит то вверх, то вниз.

Все учителя знают, как трудно бывает подчинить системе детей, которым родители внушают, что будут любить их независимо от чего бы то не было. И вместо того, чтобы поощрять эту уверенность ребенка в себе, система, как правило, подвергает его еще большей оценке.

Урок 7. Полная подконтрольность. Школа учит, что у ребенка не может быть личного времени. На переход из одного класса в другой отводится 5 минут, чтобы максимально ограничить общение детей друг с другом. Влияние школы распространяется и на время, проведенное вне школы. Ребенок обязан выполнять домашние задания, чтобы ему не пришлось общаться с семьей в которой он может научится чему то противоречащему духу системы. Тотальный контроль - это урок, который помогает сохранить централизованную власть в обществе.

Учитывая эти 7 предметов, которые на самом деле преподаются в школе, нет ничего удивительно в том кризисе, в котором мы оказались сегодня. Наша молодежь безразлична к миру взрослых, безразлична практически ко всему, кроме развлечений и насилия. Это и есть самые явные способы уйти от тотального контроля. Школьники не в состоянии ни на чем долго сосредоточится, ни о каком самообразовании не идет и речи. Они имеют весьма смутные представления о прошлом и о будущем, с подозрением относятся к близким доверительным отношениям потому, что бывают лишены настоящего родительского внимания. Они боятся одиночества. Они жестоки, прагматичны, зависимы, пассивны, агрессивны и трусливы перед лицом неожиданностей.

Если у вас еще есть сомнения в том, что именно этому их научила школа, если вам кажется, что вам достались от нее другие уроки, постарайтесь вспомнить хоть одну формулу химической реакции. Или назовите по порядку всех правителей России со времен Киевской Руси. Так все таки чему учила вас школа?

Неужели вы все еще сомневаетесь? Неужели не в этих вышеописанных грехах мы в последнее время обвиняем всех подростков, которых встретим. Да неужели в этих описаниях не проскальзывает что-то очень знакомое - собственное лицо? Мы, дети 21века, мы - все дети той же самой системы. И чем усерднее мы учили школьные уроки, тем труднее нам поверить в то, какими разрушительными для нас были эти школьные годы.

Немного корректирует весь ужас происходящего только факт того, что детей все еще обучают люди. А не машины. Только человеческий фактор в виде мудрых, отзывчивых, честных личностей, которые нередко идут не в ногу с системой и поощряют в своих учениках совсем не те качества, только это дает нам способность видеть недостатки нынешней ситуации.

Конечно, радикальных изменений системы образования добиваться бессмысленно и опасно, поскольку само общество к этому не готово. Родители, сами постигшие науку 7ми предметов в школе, настолько же беспомощны, что не могут позволить себе забрать детей из этих «фабрик марионеток» и заниматься их обучением самостоятельно.

Вот поэтому нынешняя реформа образования нам на руку. Она помогает аккуратно и мягко уменьшить влияние школы. Это может привести к усилению роли семьи. Я намеренно говорю «может» и «возможно». Потому, что понять пользу этой реформы дано не каждому родителю. Кто-то уже подсчитывает, копит деньги на дополнительные предметы, сетует, что материнского капитала не хватит на то, чтобы обеспечить ребенка тем же объемом знаний, что получил и благополучно забыл сам. Кому-то никогда так и не придет в голову, что научить ребенка читать можно и самому. Кто-то слишком увлечен вопросами: что и сколько стоит, но совершенно не понимает ценности простого общения с собственным ребенком, ценности непосредственного участия в его образовании, а значит и в жизни. Кто-то не собирается отказаться от тех 7ми уроков, что дает сегодня школа и не готов дать ребенку свои собственные уроки.

Я очень переживаю, что общественное недовольство образовательным законом приведет к его отмене. Я очень надеюсь, что к тому времени, когда мой сын пойдет в первый класс, школа не будет так безнадежно вредна для него, а я так бессильна что-либо изменить. 

дети, политика, образование

Up