Эпатаж и фриковость - символы деградации? Углубимся немного в историю

Feb 21, 2011 13:25


"Вкус масс - он абсолютно всегда вульгарен.
И мнение большинства - оно всегда ошибочно" (С. Шнуров)

Всё чаще и чаще на голубых экранов наших телевизоров и компьютеров можно увидеть странных чудаковатых людей, которые ведут себя неестественно. Их называют фриками. Молодежь с  восхищением наблюдает за действиями этих людей и начинает вести подобный образ жизни в реальной жизни. Те, кто постарше, плюются и ругают современную культуру за пошлость и безвкусие.

Так откуда взялась мода на фриков?
Фрик (Freak - англ.) - причуда, каприз, шалость; урод. В 60-х годах прошлого века первыми фриками считались панки и хиппи - люди, вызывающие своим внешним видом у других шок. Для панков это был своеобразный элемент протеста против общественных устоев и устоявшегося политического режима.  Хиппи также провозглашали протест против общепринятой морали, пропагандируя свободную любовь и пацифизм. Они открыто курили марихуану, носили странные одежды, красили волосы в немыслимые цвета.
Свои фрики были и в искусстве: Сальвадор Дали, Энди Уорхолл, Жорж Санд (писательница, первая женщина, надевшая брюки), Михаил Врубель (художник, красивший волосы в зеленый цвет и закончивший свои дни в сумасшедшем доме), появившиеся позже Френк Заппа, В. Маяковский... Только эти  люди скорее занимались уже эпатажем ((фр. épatage) - умышленно скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, обычно рассматриваемое большинством в данном обществе, как предосудительное, недостойное или недопустимое с целью привлечения к себе внимания). Но такие люди были творческими личностями и их странности списывали именно на признаки гениальности либо весьма своеобразные способы свободного самовыражения. К тому же слов "эпатаж" и "фрик" тогда и в помине не было.

Шли годы. Человечество раскрепощалось, придумывались всё новые и новые способы эпатировать, удивлять публику. Художники привлекали таким образом к себе внимание, писатели выражали протест против чего-либо, в театре шокировали тем, что мужчины переодевались в женщин, тем самым показывая, насколько творческие люди могут быть не ограничены рамками. Молодежь подхватывала веяния моды и создавались бесчисленные множества субкультур. Фрики, в понимании Заппы "противостояли бинарностям правые против левых, основной культуры против контркультуры и так далее, предпочитая объединяться согласно эстетике, которая не ограничена только стилем одежды и политическими взглядами".

В конце 60-х -начале 80-х фрики появились в музыке: Дэвид Боуи, Элис Купер, Оззи Озборн, всевозможные металлические и панк коллективы. В России чуть позже были свои "герои" - Сергей Курёхин, Пётр Мамонов, Жанна Агузарова, Олег Гаркуша, Константин Кинчев... Но если на Западе тогда уже весь эпатаж был скорее способом выделиться на фоне многообразия других коллективов, то в тогдашнем еще СССР подобное вызывающее поведение было бунтом против условностей, намеренной эклектикой, иронией по отношению к штампам. Советские рокеры протестовали против существующей власти, против запретов на подобную музыку. Это был крик души.

В конце 20 века на Западе уже никого не удивляли сатанинские костюмы Мерлина Мэнсона, шокирующие по началу шоу-концерты Rammstein, нарочитая мрачность Ника Кейва, откровенные наряды Мадонны... Все это стало именно элементом шоу - яркой, захватывающей, интригующей истории популярных артистов. В России все опять же обстояло несколько иначе. Страна у нас такая - всё шиворот навыворот. И если эпатажное поведение на сцене братьев Самойловых из Агаты Кристи списывали на наркотический бред, то талантливо раскрученная поп-певица Линда стала символом чего-то странного, загадочного, не нашего. Русские люди такую "странность" привыкли ассоциировать с гениальностью. Но, как сам признается продюсер тогдашней Линды Макс Фадеев, "ничего таинственного и гениального в этом не было. В текстах был просто набор красивых слов, в котором народ стал искать зашифрованный смысл... Смысла не было, зато была необычность" (как оказалось, Линда стала одним из первых "искусственных фриков" в нашей стране). А Кинчев продолжал собирать стадионы, выходя на сцену в узких джинсах, драной майке и распевая  "мое поколение молчит по углам". Рокеры барахтались в своей нише протеста, вызывающим поведением пытаясь привлечь к себе как можно больше внимания, ломая баррикады, которые вокруг них когда-то воздвигло советское правительство.

В начале века 21-го всё это ушло в небытие. Страна поменяла вкусы. Люди раскрепостились. Запад проник в нашу культуру. На всю страну прогремели лесбийские поцелуйчики ТаТу. И Моисеев вдруг открыто объявил себя геем. А следом появились ШурА, Пенкин, Зверев, Сердючка, Бутч, Оскар, Витас. Толпы бесполых существ, эпатирующих своим внешним видом. Появились искусственные фрики. Причиной тому может быть бравада, стиль жизни, реакция на несчастный случай, повлекший за собой увечья, попытка остаться молодым или симптом дисморфофобии. Но вдруг это стало модным! На конкурсе Евровидение год за годом побеждают именно фрики: Лорди, Верка Сердючка... Самоназванный король поп-музыки в России Филипп Киркоров выступает в перьях и скандалит с журналисткой, но его по-прежнему продолжают любить даже те, кому давно за 40... "Фабрика звезд" выпускает одного за другим новых звезд российской эстрады, один только Михаил Гребенщиков со своим хитом "Булки" чего стоил! Некогда перспективный парикмахер Сергей Зверев становится законодателем новой моды - гламура. Некогда андеграундный Ленинград во главе с Сергеем Шнуровом - любимая группа финансовых магнатов. Они выступают на корпоративах в одной тусовке с тем же Киркоровым, оставаясь при этом отвязной матерной группой. "Каков спрос - таково предложение". Сегодня в моде вульгарность, пошлость и цинизм.

Теперь с уверенностью можно сказать - изначальный посыл эпатажа потерял весь смысл. Быть эпатажным сегодня - значит быть современным. Это веселит людей. Телевизионные эфиры забиты популярными "клоунами" - Петросян, Басков, Пугачева (поющая с Ротару хит ТаТу "Нас не догонят"), Галкин, Сердючка, Ургант, Цекало... У нас всегда любили юродивых, а быть дураком в 21 веке (пускай даже это дурачество - всего лишь элемент шоу) - это круто! И если за границей эпатаж - дело вкуса и эпатировать там умеют действительно красиво, то в России это пустили на конвейер и делают абсолютно неумело. Зато с какой помпой!

_____________________________________________________
«Футуристы четко назвали одну из главных целей своего творчества - дать „пощечину общественному вкусу“. Эпатаж был и остается великим магнитом для многих творителей. Провоцировать толпу на острые негативные эмоции зачастую так же сладко, как добиваться от нее эмоций позитивных, а иногда и слаще, ибо быть гонимым за искусство - вкусно. Естественно, эпатировать формой легче, чем эпатировать содержанием. Но главное, - создание альтернативных форм, использование нетривиальных приемов часто дают возможность спрятать отсутствие содержания. Возникает произведение, имеющие все признаки новаторства, кроме одного и главного - новаторства контента, идеи, несомой к воспринимателю. И, поскольку форме легко подражать, при некоторой способности творителя к PR возникает кружок, направление, школа. Эпататор превращается в лидера, эпатируемый - в эпататора».

музыка, мысли вслух, статья/репортаж, люди, заметки

Previous post Next post
Up