Появление нового Майдана аккурат в годовщину событий 2004 года может, на первый взгляд, показаться символическим продолжением политических традиций Украины, которые не удалось прервать даже всепобеждающему бульдозеру «регионалов».
И все же это совершенно другой Майдан. Тот, «оранжевый», тщательно готовился накануне президентских выборов 2004 года. У команды Виктора Ющенко не было никаких сомнений в том, что бывшему премьеру власть так просто не отдадут. Власть тоже понимала, что объединившаяся под демократическими лозунгами неудовлетворенная своим положением часть номенклатуры так просто не сдастся. Противоборствующие группировки готовились к президентским выборам как к главному сражению, совершенно не понимая, что главные войны еще впереди.
Главной неожиданностью для обоих противоборствующих лагерей стали... люди - это признавали затем и представители власти, и представители оппозиции. Никто не представлял себе, что такое количество киевлян придет в первые дни на Майдан, никто не мог оценить количество людей, готовых приехать в Киев. Сытые вожди нации в бело-голубом и оранжевом не понимали, насколько люди устали от жизни в царстве тотальной лжи, выстроенном во времена Леонида Кучмы (и воссоздающемся сейчас, во времена Виктора Януковича).
Главной задачей и вождей Майдана, и тех, кто им противостоял, стала минимизация последствий скопления в центре украинской столицы такого большого количества людей с неясными политическими взглядами, но очевидным отвращением к системе власти, которую никто и не помышлял менять. Именно поэтому главным итогом событий 2004 года стали кулуарные договоренности Виктора Ющенко со своим политическим отцом президентом Леонидом Кучмой и будущим главным политическим партнером и наследником Виктором Януковичем. Если отбросить шелуху и посмотреть на ситуацию с перспективы сегодняшнего дня, то можно увидеть, что стороны договорились отложить приход во власть Януковича на один президентский срок и дать возможность Ющенко и его окружению в полной мере насладиться преференциями пребывания в резиденции главы государства. Конечно, сейчас каждый, читающий эти строки, вскричит, что договоренность была не такой. Конечно же, не такой! Она о к а з а л а с ь такой, а украинцы вдобавок получили великолепную номенклатурную прививку от всяческих революций! Не знаю, можно ли этим гордиться, но, в конце концов, мы даже прививки от гриппа закупаем, а тут вакциона собственного производства...
Можно сказать, что в 2004 году номенклатура окончательно успокоилась и дальше уже боролась между собой без народа - или народ выступал в качестве оплаченного статиста. И вдруг практически из ничего возник второй - предринимательский Майдан.
Конечно, он не такой многочисленный, конечно он без лазерных экранов, конечно, на нем нет множества депутатов и народных любимцев и даже эстрадных звезд, конечно люди на этом Майдане с трудом формулируют собственные требования и хотят не свержения власти, а диалога с ней. Что вы хотите, этот Майдан не готовили миллионеры, мечтающие стать миллиардерами. Это и есть народ. Самый обычный народ. А народ всегда скучен и всегда искренен.
Важность появления предпринимателей на Майдане в том, что начинает назревать экономический протест. Только этот протест и может спасти нашу страну от экономического краха и политического раскола, от нищеты и страха перед набирающим силу криминалом, от поборов и лжи. Все эти годы разворовывавшую страну кланы заставляли украинцев дискутировать о необходимости введения второго государственного языка, о Бандере и Шухевиче, о Евросоюзе и дружбе с Россией, о цене газа и сроках базирования Черноморского флота. И все это время те, кто с выпученными глазами обсуждал эти вечные темы на митингах и в телевизионных эфирах обкрадывали страну. И не спрашвайте у меня почему. Вор крадет у вас кошелек в маршрутке не потому, что он вас не любит, а потому что он - карманник. Это его профессия. Вся политическая система Украины в кучмовские времена была выстроена таким образом, что наверх могли пробраться только люди, желающие участвовать в коррупционном перераспределении дохода - потому что никаких других возможностей государство не предоставляет. Оттого, что кто-то был честен, суть дела не меняется, так как криминальной является сама система. Система, которую никто и не собирается демонтировать. Система, которую Ющенко хотел замаскировать, а Янукович стремиться усовершенствовать. А эту систему нельзя усовершенствовать - если говорить о государственных интересах, а не о планах кучки людей, пробравшихся к национальным ресурсам. Ее можно только заменить новой, лишенной коррупционной сути. И управленческие кадры при этом тоже должны обновиться - на смену штатным коррупционерам должны прийти те, кто хочет строить другую страну. Иначе крах.
Второй Майдан дает надежду на появление других людей и другой системы. Это еще слабая надежда, но все же она есть - прежде всего граждане Украины должны понять, что их, как лохов, разводят ловкие наперсточники политической демагогии. Разводят и обворовывают по крупному. Затем придет время организованного и осознанному экономическому протесту, который поставит точку на существовании криминализированной власти. Потом появится осознание того, что построить новую страну можно только напряженным и долговременным трудом. По ходу стройки появятся люди с различными политическими взглядами - консеваторы, либералы, социалисты. Настоящие - а не картонные как сейчас, сориентированные на свою систему общественных ценностей, а не на случайного вождя.
И мы наконец-то начнем развиваться, как нормальное общество, как обычные люди. Люди, которые сталкиваются с карманником только в общественном транспорте, а не в органах власти и на экране телевизора.
(с)