Малышка научилась играть на флейте. Нет, конечно, "играть" - это громко сказано, просто дуть в мундштук деревянной простенькой "блочки", как в свистульку, но - разобралась! Сама!
Все больше убеждаюсь: моя задача на этом этапе развития - обеспечить развивающую среду и молча ждать, пока человек дозреет до тех или иных действий. Вот как с этой флейтой: я ее купила с мыслью, что это хорошая предречевая тренировка артикуляционного аппарата - дуть на свечку мне с малышкой еще боязно, а вот дудочки для этого подходят и при том безопасны. Показала, как извлекать звук, деточка заинтересовалась, взяла ее в руки и... заехала мне ею в глаз. Не нарочно, конечно, просто решила постучать такой удобной палочкой по дивану и не учла, что там сижу я. Я объяснила, что так делать не надо, а надо дуть - вот так, смотри, милая. Поняла? "Дя!" - кивнула малышка и стукнула меня флейтой по ноге. Я рассвирепела (больно же!) и закинула явно неудачную игрушку подальше, так она и валялась - а спустя неделю дочь пришла ко мне в кухню, с видом заправского музыканта дуя в мундштук. И ведь ничто не предвещало!
...Стали ходить на прогулки пешком, без коляски и слинга. Больше всего дочку интересуют другие люди, особенно дети, особенно маленькие. В контакт она, однако, вступать не торопится: встаёт слегка поодаль и внимательно наблюдает за социальными взаимодействиями. Кипят страсти, вспыхивают и утихают ссоры, делятся игрушки и отбираются самокаты, восстанавливается справедливость и торжествует дружба - а моя маленькая девочка взирает на это с видом отрешенного созерцания. Умиляюсь: вся в мать, вся в мать! Я всю жизнь гораздо больше люблю наблюдать за людьми, чем устанавливать с ними контакты; хотя на проявленную другими инициативу отвечаю спокойно. Помня, как раздражало в моем детстве вечное "ну что ты сидишь одна, пойди познакомься с девочкой", никуда не тяну малышку - присаживаюсь рядом с ней и тоже молча наблюдаю. Наверное, со стороны мы смотримся в эти моменты странно - но что делать: нам, интровертам, так удобно...