Я люблю русский язык. Любовь эта выражается, прежде всего, в бережном к нему отношении и попытках распространять эту бережность в меру моих скромных возможностей. К сожалению, подобное сейчас скорее редкость, чем норма - более того, излишне строго относиться к чистоте речи считается чуть ли не моветоном ("граммар-наци", "заучка", "зануда" и прочие лестные эпитеты прилагаются).
Студентам я неустанно снижаю баллы за письменные работы, если обнаруживаю безграмотность в количестве, явно превышающем случайную величину - с пометкой "пренебрежение правилами грамматики". С орфографией дела обычно обстоят еще более или менее прилично, хотя, конечно, не без греха: как-то в потоке из семидесяти человек я насчитала восемь вариантов написания слова "экспериментальный", - видимо, сказывается минимальный порог в 50 баллов ЕГЭ, необходимый для поступления к нам. С пунктуацией и синтаксисом все хуже: отделить запятой подлежащее от сказуемого ("Я, хотела бы написать...") - запросто; слепить кадавра из несогласованного со сказуемым деепричастного оборота (бессмертное чеховское "Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа") - прямо-таки классика. Встречаются и шедевры, скажем, тема реферата: "Юридический психолог и методы его применения в организации" (автор долго не мог понять, что не так). Студентам, возмущающимся в духе "мы же не на уроке русского языка" я старательно объясняю, что грамотная речь, в том числе письменная, - базовая составляющая коммуникативной компетентности любого специалиста, а уж для психолога слово вообще основной инструмент работы. Первокурсники испуганно соглашаются и обещают исправиться, к четвертому курсу народ набирается наглости и пытается вытребовать себе повышение оценок - таких отправляю сразу к руководителю образовательной программы, благо, пункт о грамотном изложении мыслей у меня прописан во всех рабочих программах и фондах оценочных средств. Никто, впрочем, к руководителям еще не обращался.
В декрете от студенческих перлов я, к счастью, избавлена, зато имею массу возможностей наблюдать, как над бедным языком издеваются окружающие двух типов: мамы, с которыми я иногда общаюсь на прогулках или в тематических интернет-сообществах и сталкиваюсь в поликлиниках, и медработники - все в тех же поликлиниках. Проблемы у обеих категорий (вернее, у них-то все хорошо, проблема только у меня, когда я все это слышу) приблизительно одинаковые: многострадальный глагол "класть" в разных формах; фрикативное "г" - но это региональное; ударения в окончаниях слов вроде "торты" и "инженеры"... Есть еще специфическая группа безграмотности родителей в отношении врачей - правописание и произношение медицинских специальностей: "педиатр" и "психиатр" каждый второй пишет с бессмысленной "о" между последними согласными, невролога любят путать с нефрологом или переделывать в "нерволога" ("от слова "нервы" же", - доказывала в очереди одна леди), а оториноларингологу повезло меньше всех - хорошо хоть, его все чаще сокращают до просто "лор".
Есть еще один удивительный по своей распространенности казус, касающийся отвратительного упрощения "слишком сложных" правил русской грамматики, - повсеместно используемое слово-уродец "дитё". Им пользуются все: от выпускников средней школы до докторов наук, вне зависимости от региональной принадлежности. Чем их не устраивает вполне литературное "дитя", я не знаю. Ладно бы просто гласную заменяли, так они же еще и склоняют на все лады: "дитю", "дитём" - нимало не смущаясь. Видимо, несклоняемое "о моём дитя" или уж устаревшее "дитяти" кажутся неудобными в использовании. И ведь это читаешь и слышишь буквально везде! Боюсь, как бы эта жуткая словоформа не закрепилась со временем в словарях как норма - по аналогии с "кофе" среднего рода.
В общем, тренируюсь не обращать внимания - на каждый роток не накинешь справочник Розенталя...