Прослеживая свои записи с отзывами на книги, поняла, что с возобновлением рабочей нагрузки на чтение времени почти не остаётся: в месяц выходило познакомиться с двумя-тремя, в лучшем случае - с пятью произведениями. В этом месяце я смогла прочитать двенадцать (!) книг! Секрет прост: возвращение к аудиоформату. Поскольку деточка уже не сидит в слинге и, соответственно, не выдергивает наушники, я могу слушать записи на прогулках, во время укладываний и дневных снов, а ещё просто включать их на телефоне в громком режиме, когда готовлю, прибираюсь и даже принимаю душ. Это длинное предисловие было обращением к моим интернет-подругам с детьми, которые иногда спрашивали в комментариях: "Как ты находишь время на книги?". Оговорюсь, что я - визуал, и на слух воспринимаю тексты хуже; однако, когда выбор стоит между "или аудиокниги, или никаких книг", приходится тренировать непривычный канал восприятия.
Теперь, собственно, к книгам.
Прочитано:
Мария Кикоть, “Исповедь бывшей послушницы". Очень тяжёлое чтение, от которого, тем не менее, очень сложно оторваться. Книга больше похожа на ретроспективно-дневниковые записи: авторесса довольно подробно описывает свой опыт проживания в женском православном монастыре в качестве послушницы. Опыт тяжёлый: распорядок и социальное взаимодействие больше напоминают исправительное учреждение, а настоятельница меньше всего походит на образец христианской добродетели. Особенно больно было читать про матерей, которые, обратившись в трудной жизненной ситуации за помощью к церкви, оказались фактически на положении рабынь, чьих детей содержат в приюте и позволяют им видеться с мамами по два часа в неделю. И, хотя сама авторесса (и её критики, кстати, тоже) пишут, что существование подобных мест - ошибка и частный случай “перегибов на местах”, всё равно остаётся много вопросов к тому, как управляются подконтрольные русской православной церкви структуры и кому выгодно существование таких “перегибов”...
Борис Бедный, “Девчата”. Книга, как водится, оказалась намного глубже и интереснее, чем снятый по ней знаменитый фильм. Хотя основная история перенесена в сценарий очень аккуратно и точно, кое-какие расхождения в финале делают кинокартину романтической комедией, а литературную повесть - настоящей драмой. Язык чудесный и довольно аутентичный, читать - одно удовольствие. Содержание же неоднозначно: с одной стороны, Борис Бедный довольно точно описывает многие женские сложности и беды: и двойные стандарты в отношении полигамности, и дичайшее давление общества на тему замужества, и обесценивание “женской” работы (даже если речь идёт о тяжёлом физическом труде поварихи, ворочающей огромные котлы и таскающей вязанки дров). С другой - выводы из всего описанного делаются, увы, в лучших традициях патриархата: чуть не на каждой странице рассуждения про “женскую натуру”, “бабье нутро” и прочее “жила-была девочка - сама виновата”. Ну и отношения главных героев - просто классика абьюза, с нарастающим циклом насилия, как по учебнику. Беда в том, что повествование останавливается на моменте “сахарного периода”, как бы подразумевая, что и дальше всё будет так же хорошо - но, увы, этот цикл будет повторяться и повторяться по спирали. Грустная, в общем, книга.
Прослушано:
Джоан Роулинг, “Гарри Поттер” (читает Александр Клюквин). Не буду перечислять названия семи книг, составляющих сагу, скажу только, что за декабрь переслушала их все. Озвучка великолепная, каждый герой (а кто читал поттериану, тот знает, что их там несколько десятков) получил свой голос - хотя чтец всего один! Что касается книги, то, несмотря на кое-какие нестыковки, нелогичности и довольно ярко проявляемый лукизм, я всё равно люблю вселенную Роулинг. Во-первых, она яркая и в целом увлекательная. Во-вторых, в ней много девочек, и у них разные характеры, не сводящиеся к надоевшему до зубовного скрежета типажу “подруга героя”. Справедливости ради, любую из книг серии можно смело назвать “Гермиона и два идиота”, и смысл от этого не потеряется. В-третьих, конечно, история профессора Снегга/Снейпа очень крутая и выходит далеко за рамки обычной подростковой литературы. И, в-четвёртых, тема материнской любви, закольцованная в книге - от гибели Лили Эванс до финальной дуэли Беллатрисы с Молли, - меня сейчас цепляет до слёз, и мне нравится, что она поднята так однозначно и просто.
Джоан Роулинг, “История магии в Северной Америке” (читает Дмитрий Буянин). Собранные вместе заметки про историю волшебного мира, которые Роулинг время от времени писала на pottermore, оказались довольно невзрачными по сравнению с остальной сагой. Больше похоже на черновики или наброски для будущей книги - но, по крайней мере, они кое-что объясняют в кинореальности “Фантастических тварей” и, соответственно, “Преступлениях Грин-де-Вальда”. Озвучка, в общем, тоже неплохая, но... не Клюквин, совсем не Клюквин. В общем, книга интересна только совсем уж поттероманам, остальным я бы не рекомендовала тратить время.
Клайв Льюис, “Племянник чародея”, “Лев, колдунья и платяной шкаф”. На ресурсе, где я скачала “Хроники Нарнии”, фамилия чтеца, к сожалению, не указана - а жаль, хотела бы похвалить. Вообще, я сначала смотрела фильмы, потом слушала лекцию по циклу Льюиса, а за саму книгу взялась в первый раз. Хорошо, что из лекции я уже знала, что первые две части - переиначенное на сказочный лад переложение Ветхого и Нового Завета, иначе бы пришлось сильно удивляться недвусмысленным отсылкам к библейским мотивам сотворения мира и распятия Христа. В остальном - интересное фэнтези, местами слишком пунктирное, зато с великолепными описаниями: зверей, природы и особенно еды. Вот, кстати, интересно, что у Льюиса герои не забывают завтракать, обедать и ужинать, но никогда не ходят в туалет - в отличие от той же Роулинг, у которой тема разных физиологических надобностей легко вплетается не только в описания быта, но и в сам сюжет. А вообще, “Нарния” - хорошее зимнее чтение, зря я не бралась за него раньше.