... Наряду с синергетическим проектированием и экспериментальным синтопическим исследованием умное делание является еще одним воплощением синергии в искусстве. Московский художник Гор Чахал (*1961) в своих работах опирается на представления о синергии Восточной Церкви, согласно которому человеческая и божественная энергии взаимодействуют в процессе Спасения, и человек, следующий традиции ап. Павла, является со-работником (греч. synergos) и помощником Бога (I Кор 3:9). Чахал полемизирует с мистической традицией исихазма1, византийской и славянской православной монашеской традициями и особенно с богословием Григория Паламы (начало XIV в.), который поставил в центр своей богословской системы идею света.
В видео-инсталляции «Имя Бога» из цикла «Солнце Правды, Добра и Красоты» 2003 года
(рис. 9) сияют сто имен Бога (Отец, Щит, Дух, Всемогущий, Невидимый, Огонь Пожирающий, Живой, Освободитель, Пастух, Защитник, Господь, Судья, Мир, Любовь, Творец, Свет и др.) разной величины, и, вытесняя одно другое, исчезают. Эта динамическая топография имен Бога является визуализацией имяславия (onomatodoxie)2 в традиции исихазма. Призывание Бога в молитве, т. н. монашеское «умное делание», - это упражнение, которое должно привести к экстатическому созерцанию Бога. Инсталляция Чахала посредством перехода огненно-красных слов одно в другое подчеркивает идею единой энергии, которая течет через бесчисленные имена Бога.
Молитва, ее языковое выражение и место внутреннего созерцания в процессе самоизменения являются темой инсталляции «Ступени» 2005 года
(рис. 10). На поверхности проекции посредством флеш-анимационной техники возникают слова молитвы «Трисвятое» (греч. Τρις - «три раза» и αγιον - «святой») - одного из древнейших христианских гимнов, который сегодня широко используется в Православной церкви: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». «Визуальная интерпретация»3 трансформируемого пространства, открывающегося зрителям в молитве «Трисвятого», предстает в виде расположенных друг над другом концентрических кругов, которые являются частью трех спиралевидных вращающихся плоскостей. Внутренний взор молящегося, который смотрит на инсталляцию, обращен вовне. Внимание наблюдателя направлено на (гипнотизирующее) вращательное движение кругов, сужающихся в центре до светящейся точки. Центр круга представляет собой кульминацию исихастской молитвы - созерцание Фаворского света. Это видение света приобщившимся божественной благодати. Вертикальное расположение молитвенных кругов символизирует в данном случае внутренний принцип молитвы как процесса духовного восхождения, т. е. ступени лестницы на пути к Абсолюту, к Богу.
Медиа-искусство Чахала может служить мостом к религиозной практике. Однако в консервативных кругах русского православия критически относятся4 к нетрадиционным интерпретациям религиозно-метафизических концепций и практик преображения, преобразования и изменения человека, основанных на взаимодействии человеческих и божественных энергий. Медиа-продукция механизирует мистический опыт со-трудников (synergoi), который проистекает из стремления человека к единению с божественным. Более того, она перечеркивает язык богословия и формы представления церкви в пост-секулярном обществе.
-----------------------------------------------------
1) См. Сергей Хоружий. К феноменологии аскезы, М., 1998; его же Orthodox spiritual tradition and Russian world, Hong Kong 2010.
2) В начале XX в. интенсивно велись теологические, религиозные споры и дискуссии в области философии языка о тождестве имен Бога и божественной энергии в исихастской традиции onomatodoxie. Сравн. доклады по славянской филологии в сборнике Benennung - Verehrung - Wirkung. Positionen der europäischen Moderne. Hg. von Tatjana Petzer/Sylvia Sasse/Franziska Thun-Hohenstein/Sandro Zanetti. Berlin, 2009.
3) Гор Чахал «Ступени». Визуальная интерпретация движения личности в умопостигаемом пространстве, осуществляемого путем духовной практики (практики сопричастности) на
http://chahal.ru/data/texts/tstagesr.htm, 2005 (17.09.2012).
4) Сравн. Каталоги, Гор Чахал, Хлеб неба/ Bread of heaven, М., 2010, Двоесловие/Диалог, М., 2010, в которых художник описывает восприятие обществом современного искусства и размышляет о религиозном содержании (текст без названия в «Двоесловие/Диалог, с. 12-13. Сравн. также Gor Chahal: Die Hundert Namen Gottes und der Versuch, orthodoxe Bildtradition und Computerkunst zu verbinden. In: Kunst und Kirche. Ökumenische Zeitschrift für zeitgenössische Kunst und Architektur. Wien, New York, 02/2012, S. 53-58.
Перевод с немецкого Анастасии Хоняк, 2013.
Оригинальный текст:
http://chahal.livejournal.com/768903.html