Синергия в искусстве и дизайне (фрагмент статьи)

Jan 23, 2013 09:18

... Наряду с синергетическим проектированием и экспериментальным синтопическим исследованием умное делание является еще одним воплощением синергии в искусстве. Московский художник Гор Чахал (*1961) в своих работах опирается на представления о синергии Восточной Церкви, согласно которому человеческая и божественная энергии взаимодействуют в процессе Спасения, и человек, следующий традиции ап. Павла, является со-работником (греч. synergos) и помощником Бога (I Кор 3:9). Чахал полемизирует с мистической традицией исихазма1, византийской и славянской православной монашеской традициями и особенно с богословием Григория Паламы (начало XIV в.), который поставил в центр своей богословской системы идею света.

В видео-инсталляции «Имя Бога» из цикла «Солнце Правды, Добра и Красоты» 2003 года (рис. 9) сияют сто имен Бога (Отец, Щит, Дух, Всемогущий, Невидимый, Огонь Пожирающий, Живой, Освободитель, Пастух, Защитник, Господь, Судья, Мир, Любовь, Творец, Свет и др.) разной величины, и, вытесняя одно другое, исчезают. Эта динамическая топография имен Бога является визуализацией имяславия (onomatodoxie)2 в традиции исихазма. Призывание Бога в молитве, т. н. монашеское «умное делание», - это упражнение, которое должно привести к экстатическому созерцанию Бога. Инсталляция Чахала посредством перехода огненно-красных слов одно в другое подчеркивает идею единой энергии, которая течет через бесчисленные имена Бога.

Молитва, ее языковое выражение и место внутреннего созерцания в процессе самоизменения являются темой инсталляции «Ступени» 2005 года (рис. 10). На поверхности проекции посредством флеш-анимационной техники возникают слова молитвы «Трисвятое» (греч. Τρις - «​​три раза» и αγιον - «святой») - одного из древнейших христианских гимнов, который сегодня широко используется в Православной церкви: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». «Визуальная интерпретация»3 трансформируемого пространства, открывающегося зрителям в молитве «Трисвятого», предстает в виде расположенных друг над другом концентрических кругов, которые являются частью трех спиралевидных вращающихся плоскостей. Внутренний взор молящегося, который смотрит на инсталляцию, обращен вовне. Внимание наблюдателя направлено ​​на (гипнотизирующее) вращательное движение кругов, сужающихся в центре до светящейся точки. Центр круга представляет собой кульминацию исихастской молитвы - созерцание Фаворского света. Это видение света приобщившимся божественной благодати. Вертикальное расположение молитвенных кругов символизирует в данном случае внутренний принцип молитвы как процесса духовного восхождения, т. е. ступени лестницы на пути к Абсолюту, к Богу.

Медиа-искусство Чахала может служить мостом к религиозной практике. Однако в консервативных кругах русского православия критически относятся4 к нетрадиционным интерпретациям религиозно-метафизических концепций и практик преображения, преобразования и изменения человека, основанных на взаимодействии человеческих и божественных энергий. Медиа-продукция механизирует мистический опыт со-трудников (synergoi), который проистекает из стремления человека к единению с божественным. Более того, она перечеркивает язык богословия и формы представления церкви в пост-секулярном обществе.
-----------------------------------------------------
1) См. Сергей Хоружий. К феноменологии аскезы, М., 1998; его же Orthodox spiritual tradition and Russian world, Hong Kong 2010.
2) В начале XX в. интенсивно велись теологические, религиозные споры и дискуссии в области философии языка о тождестве имен Бога и божественной энергии в исихастской традиции onomatodoxie. Сравн. доклады по славянской филологии в сборнике Benennung - Verehrung - Wirkung. Positionen der europäischen Moderne. Hg. von Tatjana Petzer/Sylvia Sasse/Franziska Thun-Hohenstein/Sandro Zanetti. Berlin, 2009.
3) Гор Чахал «Ступени». Визуальная интерпретация движения личности в умопостигаемом пространстве, осуществляемого путем духовной практики (практики сопричастности) на http://chahal.ru/data/texts/tstagesr.htm, 2005 (17.09.2012).
4) Сравн. Каталоги, Гор Чахал, Хлеб неба/ Bread of heaven, М., 2010, Двоесловие/Диалог, М., 2010, в которых художник описывает восприятие обществом современного искусства и размышляет о религиозном содержании (текст без названия в «Двоесловие/Диалог, с. 12-13. Сравн. также Gor Chahal: Die Hundert Namen Gottes und der Versuch, orthodoxe Bildtradition und Computerkunst zu verbinden. In: Kunst und Kirche. Ökumenische Zeitschrift für zeitgenössische Kunst und Architektur. Wien, New York, 02/2012, S. 53-58.

Перевод с немецкого Анастасии Хоняк, 2013.
Оригинальный текст: http://chahal.livejournal.com/768903.html

архив, современное христианское искусство, синергия

Previous post Next post
Up