- Чем, по-вашему, иконописец отличается от простого, скажем так, живописца? Вроде бы, муки творчества присущи одному и другому...
- То, чем занимается иконописец - это служение, а не "муки творчества". В этом, если хотите, принципиальная разница. Художник, когда творит, мучается, хочет выразить что-то свое, а что именно - толком, подчас, и не знает. Он пишет, и ему все время кажется - это "не то". Он переделывает, но все равно недоволен. Что делать, если нет вдохновения? Ждать. Это творчество на уровне эмоций.
- У иконописцев иначе?
- Иконописец служит так же, как и священник, который идет совершать Литургию. Ему что - ждать, когда вдохновение снизойдет? Указан час, когда надо служить, он начинает службу. Постепенно входит в молитвенный дух. Точно так же и иконописец. С художником у иконописца общее только одно - изобразительные средства. Все остальное, в принципе, совершенно разные вещи.
http://russned.ru/kultura/po-receptam-drevnih.-o-boge-vere-ikonopisi-i-sebe.-1 Не согласен с о.Зиноном. У него, по-моему, несколько примитивные представления о жизни художника. И ритм непрерывной творческой деятельности художнику необходим. И делает он обычно «то, что надо». А недовольство возникает уже по окончании сеанса «погружения», когда ловец жемчужин выныривает на поверхность и тщательно, не торопясь, осматривает свою добычу. Иконописцы - водолазы. Кислород им подаётся по трубам. Вот и вся разница. И разведкой новых залежей они обычно не занимаются.
Я, кстати, никогда не переделываю работу, если чувствую, что что-то «не то». Просто откладываю в сторону и занимаюсь чем-то другим. Обычно через какое-то время верное решение приходит «само». Если не приходит, значит сама идея была ложная. И «муки творчества» мне неведомы. Радость творчества знаю. А муки только жизненные. И те с годами притупляются.