20 метров над уровнем ВАЗа

Feb 04, 2017 18:52

Западная часть родного села с высоты овер 50 метров здесь уже однажды обозревалась: http://chaga.livejournal.com/55501.html. А сегодня - уровнь ниже, примерно 20 метров. И в основном сплошная промзона, выросшая в советское время вокруг периметра Волжского автозавода. Впрочем, сейчас она с автогигантом связана мало, почти никак.



В морозной дымке спрятался один из городских хлебозаводов. Их, понятно, существовало несколько, но исторически, еще до времен расцвета частных пекарен, все они были поделены между двумя конкурирующими пищевыми объединениями - "Лада-Хлеб" и "Тольяттихлеб". Мне очень нравилась продукция первого, который и занимал здание на заглавном фото. Хотя именно его похоронили ближе к концу 2000-х. Похоронили, естественно, в пользу второго.

И вместо сочных булок с малиновым джемом сейчас полки наших сельских лабазов завалены безвкусной "резиной" - то ли из теста, то ли из асбеста. Исключительно на мой вкус. А вместо стильной советской вывески "Лада-Хлеб" над заводом поднялся "пиратский" флаг торговой марки "Край Каравай" (он же "Караван Сарай" на местном диалекте). Владелец марки и новый хозяин производства (с верхнего снимка) - как раз второй хлебобулочный гигант "Тольяттихлеб".

Тот же объект вдалеке, на среднем плане по центру. А на переднем, внизу, легендарнейшая для всех местных "штырей" заброшка. И еще для автовладельцев из числа тех, кто любит подбухнуть за рулем:



Да, это она, бывшая районная наркология. Вынесли её отсюда лет эдак 15 назад, а то и больше. Другого применения зданию так и не нашли. Удивительно также, что наркологичка, обслуживавшая здоровенный район с населением под 400 тысяч человек, была построена в глухой промзоне, сильно далеко от жилого массива:



Правее "Края Каравая" стоит панелька бывшей Тольяттинской трикотажной фабрики. Ну как бывшей.. Почему-то сам давно так считал, ибо о тольяттинском трикотаже (скорее бессмысленном и беспощадном, чем не) последние годы не было слышно вообще ничего. А фасад объекта быстро оброс пестрыми вывесками множества мелких частных контор, которые из серии "где они, а где легкая промышленность". Но накануне там случился пожар. И выяснилось, что очаг обнаружили в цехе по пошиву матрасов. Тольяттинских матрасов, Артём! Получается, что в глубинах объекта таки теплится какая-то пошивочная жизнь..



Южнее трикотажки, буквально через дорогу, расположена бывшая тольяттинская обувная фабрика "Лидер". Эта уже абсолютно точно бывшая. Кто-кто в теремочке живет сейчас - без понятия, даже предположений нет.



К слову, в свое время обувная фабрика массово выпускала рабочие ботинки для трудяг Волжского автомобильного. Сам получал такие, когда в прошлой жизни устраивался на завод. И они до сих пор валяются где-то в кладовке вместе с вазовской робой и защитными очками. В темные постсоветские годы "Лидер" даже пытался выходить на большой обувной рынок страны, подшивая к продукции малоизвестный зарубежный лейбл (вот забыл, какой именно). Но там, на рынке, фабрику никто не ждал, разумеется. Так и сгинула она - негромко и почти без агонии.

Пятиминутка лирики. Хлебозавод, трикотажка, обувное производство и еще пяток крупных предприятий, размещенных в здешней промышленно-коммунальной зоне (и не попавших в кадр) - везде костяк коллектива составляли женщины. В одной околонаучной книжке, посвященной авторам проекта нового советского города на Средней Волге, этой теме отведено аж несколько абзацев. И там написано, что разработчики специально выбрали большую площадку, на которой единой гроздью распланировали подобные "женские" фабрики и комбинаты. Мол, стройка ВАЗа и примкнувшего к нему жилого массива считалась ударной и комсомольской. Многие приезжали сюда молодыми семейными парами. И пока мужики строили в чистом поле сначала "город будущего", завод, а потом и автомобили, женщин нужно было куда-то трудоустраивать. Я - не градостроитель и не урбанист, но версия мне нравится.

Ну и самая узнаваемая за пределами села местная доминанта - здание заводоуправления ВАЗа в февральской морозной взвеси. Она в данном бложике упоминалась и описывалась неодкратно (чисто фото - раз и два), повторяться незачем.



Заброшка элеватора, отделяющего промкомзону от бескрайнего городского дачного массива. Этому недострою тоже досталась пара слов в прошлом "высотном" посте. Тут, среди руин, я вместе с ровесниками провел немалую часть садово-огородного детства:



И пресловутый дачный массив рядом. Даже не массив, а массивище. Гигантская по территории совокупность садовых товариществ. Пятисоточные наделы на окраине автозавода получали как раз его сотрудники и почти даром, от профсоюза. Поимённо эти колонии СНТ и СДМ не знает никто, кроме их обитателей, но целиком весь садово-огородный участок город знает как "дачи за ПТО". Раньше даже детсадовцы старших групп понимали, о чем речь, настолько распространен был такой народный топоним. Аббревиатура же ПТО - это производство технологического оборудования ВАЗа, эдакий завод в заводе. Был. (Помним. Любим. Скорбим).



Дальше пойдут совсем прозаичные промзоновские картинки, так что по большому счету все, кого утомила "простыня", могут с чистой совестью отключаться.

Градирни ТЭЦ ВАЗа, которая типа считается крупнейшей в Среднем Поволжье. Я ничем, кроме электросчетчиков, меряться не люблю, поэтому могу лишь скромно утверждать, что как минимум в Самарской области мощнее и больше теплоэлектроцентрали однозначно нет (плюс фоточка).



Кстати, на среднем плане фотки с градирнями видны осветительные мачты. Это отдельная железнодорожная станция, подходы к которой закрыты со всех сторон. Примечание важно тем, что многие местные поклонники "железки" ошибочно считают станцию Тольятти, упёршуюся в Волжский автозавод, тупиковой. У ветки есть продолжение на запад, причем аж на несколько станций и в двух направлениях (!).

Загадочные бетонные лабиринты на следующем снимке не исторические, появились в последнюю пару-тройку лет. Отъегоренный промцех кремового цвета за ними - какое-то новое производство:



Когда-то же здесь располагалась одна из баз металлоснаба при ВАЗе:



По соседству со снабженцами "лепили" керамзит. Нынче - не лепят:



Место новодельного серого корпуса и пустыря перед ним в свое время занимали вспомогательные мастерские крупного грузового автохозяйства:



Главная площадка АТП примыкает к этому пятачку справа. Хотя.. Какое там АТП, так - скудные кусочки, поделенные между разными ООО-шками:



Под ногами - бывшее пожарное общежитие. При Союзе квадратные метры в нем раздавались сотрудникам пожарной охраны как служебное жилье. Много ли пожарных обитает там в наши дни - вопрос любопытный, а ответ на поверхности.



Такая промкомзона.

вазон, поселковый пищепром, огнеупорцы, взяли и не осилили, железка, в звенящую снежную даль, соварх, зимуембля, такой расклад, сельски вести, тэц

Previous post Next post
Up