Примерно 30 лет, от середины 70-х до середины 2000-х, северо-восточные границы Самары охраняла именно эта пожарная часть. Если не изменяет память, в каком-то сииильно урезанном виде команда огнеборцев продержалась в здешних стенах вплоть до 2007-2008 (возможно, что разогнали чуть раньше). К тому времени место их службы трудно было считать полноценным пожарно-спасательным подразделением. Так - малочисленные добровольцы-охранники с неопределенным толком статусом.
Окончательно ПЧ, расположенную на углу поселков Зубчаниновка и Смышляевка, вычеркнули из расписания выездов самарского гарнизона пожарной охраны одновременно со смертью Смышляевского завода по ремонту подвижного состава. Именно этот объект, построенный когда-то Министерством путей сообщения СССР для нужд Куйбышевской железной дороги, здешние бойцы и берегли от пожаров. Конечно же, не только его, но и всю инфраструктуру ж/д станции Смышляевка.
При большом огне как минимум один пожарный расчет отсюда непременно выезжал и в Зубчагу, и в жилой массив Смышляевки, Стройкерамику, микрорайон Аэропорт-2, Петра-Дубраву. А для отдельно взятой Смышляевки железнодорожная пожарка и вовсе была главной надеждой на спасение аж до 1997 года, пока там не разместили свое пожарное депо в специально отведенном сарае.
Исторически в построенном по типовому проекту здании служили четыре автоцистерны: две - на круглосуточном боевом дежурстве, и две - в резерве, на случай поломки или ремонта основной техники. Два верхних этажа пождепо были обустроены под общежитие сотрудников ПЧ (частично) - еще недавно очень распространенная тема в отечественной пожарной охране.
Однажды (хз, когда конкретно) на базе этой пожарной части Куйбышевская железная дорога сформировала весьма интересное по форме существования учреждение: стрелково-пожарную команду станции Смышляевка. СПК вошла в состав федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России". Таким образом долгое время, до дня расформирования, бок о бок с огнеборцами тянул лямку вооруженный отряд станционных охранников.
На прилегающей к пожарке территории был организован внушительный по размерам учебно-тренировочный комплекс, чтобы охранники и пожарные могли ежедневно повышать свои профессиональные навыки.
Источник:
delo-bg63.ru.
Здесь отрабатывались самые разные ситуации и сценарии.
Источник:
delo-bg63.ru.
Вопреки тому, что в наших интернетах об этой стелково-пожарно-железнодорожной локации нет практически никакой инфы, объект с недавних пор достаточно известен самарцам. Да, вот здесь, на заднем дворе бывшей пожарной части пару недель назад загорелась капитальная хозяйственная постройка. Тот пожар, снятый с высоты птичьего полета местным энтузиастом Александром Карягиным, посмотрели сотни горожан (видос 2 мин. 30 сек.):
Click to view
Так ПЧ при Смышляевском заводе по ремонту подвижного состава выглядела предположительно 10-12 лет назад:
Источник:
delo-bg63.ru.
И актуальный вид здания. Елочка у входа в депо заметно подросла:
Ожидаемо, что спустя некоторое время после упразднения пожарного подразделения весь комплекс был выставлен на продажу. Торговался он достаточно долго и нудно. В прошлом году актуальный ценник закрытой "пэчешки" составлял 40 миллионов рублей. Это за земельный участок в 17 тысяч "квадратов" + 2300 кв. м полезной площади советского пождепо из силикатного кирпича. Однако на место борцов с огнем и стрелков до сих пор никто не пришел.
Благодаря риэлторам можно посмотреть на нехитрый быт стрелково-пожарной команды железнодорожников.
Гараж ПЧ (сейчас не используется вообще никак). Всё типовое и знакомое, включая даже конструкцию выездных ворот:
Общий коридор второго (видимо) этажа:
Источник:
delo-bg63.ru.
Сам ремонтный железнодорожный завод в том же 2008 году обрел нового собственника. Понятно, что производственные площадки серьезно ужались в размерах, но так или иначе жизнь там по-прежнему теплится. Под свежей вывеской бывший СЗРПС продолжает обтачивать, собирать и латать колесные пары рельсового транспорта, освоил деревообработку и даже получил лицензию на самостоятельный выпуск полувагонов:
Деятельность, разумеется, давно не настолько масштабная, чтобы держать при объекте свою пожарную часть.
Ну а это сакральный уголок для любой уважающей себя ПЧ - многофункциональная веранда (обязательно с непарадной стороны). Она же курилка, она же летняя кухня, она же завалинка, она же много чего еще, в зависимости от потребностей. Согласно древним канонам пожарной охраны должна быть построена силами личного состава из подручных материалов. Тут бойцы даже пол выложили битой плиточкой:
Вряд ли под навесиком сим когда-нибудь вновь зазвучат пожарные байки..
Такая была ПЧ.
Первый пост из этой серии про мертвую ПЧ завода "Сызраньсельмаш" сложен сюда (
ссыль).