От появления на полке масштабной копии экзотического автомобиля есть и плюсы. На родных улицах эти прототипы не примелкались, душевные струны не дёргают, да и о производителе, если не копаться в источниках, часто известно каких-нибудь полтора факта. Потому и написать про их историю можно всего пару строк, не погружаясь в глубины. Вот польские грузовики "Ельч" для меня именно такие.
Впрочем, марка "Jelcz" - весьма знакова в линейке социалистического автопрома, и поставить в собрание масштабных сочинений хотя бы один такой грузовичок рано или поздно надо было. Поскольку в классическом исполнении они мне даром не нужны, то пээнэровский мусоровоз, вышедший недавно у поляков в журнальной серии, подвернулся очень кстати. А валютная чехарда добавила к покупке немного цирка.
Получилось так, что в переводе на сегодняшний курс взял рыжего "Ельча" по рекомендованной издателем цене, указанной на титуле журнала - 42 злотых. Вот прям рубль в рубль злотый в злотый. Будто не до местной сельской почты прогулялся чтоб получить посылку от барыги одного, а вышел из своей варшавской квартирки и приобрел модельку в ближайшей газетной лавке. Была б еще эта варшавская квартирка.
Любопытно, что и Советскому Союзу, и на тот момент Польской Республике мусоросборная надстройка барабанного типа досталась от Германии, причем аж до войны.
Немцы первыми сообразили как увеличить КПД мусоровозов - прессовать отходы сразу в бункере после загрузки.
И сконструировали довольно неуклюжий, слишком высокий, но реально эффективный барабан с винтовыми лопастями, скрытый под внутренней обшивкой бункера.
Приблуда вращалась, перемешивала мусор и сдвигала его к передней стенке надстройки, освобождая тем самым место под свежую партию отходов.
В СССР "мусорки" барабанного типа продержались примерно до конца 60-х. Ну, возможно, чутка и 70-х ухватили. Сначала они выглядели как-то вот так:
Источник: частная коллекция Максима Шелепенкова.
Позже - так. По сути изменилось только грузовое шасси:
Источник: частная коллекция Максима Шелепенкова.
Польские же "барабаны" смотрелись куда экзотичнее. К примеру, такой Мерс трудился на улицах Варшавы в 1937 году:
Источник: Narodowe Archiwum Cyfrowe / Rutowska Grazyna.
Затем Союз пошел своим путём™, а в Польше и в наши дни барабанные мусоровозы не редкость - как раз на базе Jelcz 315, исполненного кетайцами в масштабе 1:43.
Вряд ли есть смысл что-то подробно распедаливать про сам завод "Ельч" из одноименного города. Предприятие с
классической для соцлагерного автопрома судьбой. Продукция, понятно, была востребована в основном в самой Польше и окружающих сранах Варшавского договора.
В 1990-е и 2000-е парни еще как-то держались на плаву, но в итоге автогигант сдулся - не смог противопоставить промышленной мощи крупных европейских монстров свои устаревшие технологии. Вроде б в каком-то виде марка "Jelcz" существует и сейчас, но это уже далеко не надежда и флагман польского автопрома.
С поправкой на журнальный ширпотреб моделька мусоровоза "Ельч", выпущенная кетайцами как спецвыпуск в рамках польской серии "Kultowe Auta PRL-u", смотрится неплохо. Наврано ли что-то в геометрии кабины и бункера, либо нет - неважно. Образ всё равно неведом отечественному глазу, а сам дизайн 315-х "Ельчей" мне субъективно нравится.
Машинка тяжеленькая, в меру аккуратная и в руках производит нормальное впечатление. Перед покупкой, раглядывая магазинные фото, долго мялся, надо ли брать упрощенный вариант из журналки, но муки выбора разрешило очевидное обстоятельство. Неясно, кто, когда и по какому прайсу сделает польский мусоровоз без упрощений и максимально детализированный. В конце концов и сам в силах допилить "Ельча" позже, как только появится подходящая свободная минута. То есть никогда.
Пилить, к слову, есть что:
Не из нашей галактики:
Впрочем, модель аккуратна лишь в плане сборки. Клеем журналку на сей раз не заляпали, но вот этой их загадочной маслянистой слизью помазали от души. Потому и не выкладываю фото "донышка", ибо под "юбкой" мусоровоза кетайские фабриканты надрочили особенно сильно, подтёки прям по всей площади - от бампера спереди до задних подножек. В итоге угваздал две шелковых тряпочки для протирки экрана мобилы и никакого толка.
В печатной продукции, приложенной к машинке, довольно внятно по содержанию, несмотря на чужой язык, разложена история польских мусоровозов. Зато туго со снимками реальных прототипов. Таковых там всего одна:
Источник: EAST NEWS / Zenon Zyburtowicz.
В целом же основные типы и базы польского спецтранспорта по вывозу бытовых отходов проиллюстрированы богато и наглядно.
Источник: EAST NEWS / Zenon Zyburtowicz.
Источник: Roman Kotowicz / FORUM.
Источник: Narodowe Archiwum Cyfrowe / Rutowska Grazyna.
На шасси Jelcz выпускались, конечно же, не только "барабаны", но и контейнерные мусоровозы. 1996 год, одна из свалок Варшавы:
Источник: Andrzej Hrechorowicz / FORUM.
Вот такой "Ельч" кто-нибудь выпустил бы, а. Сказочный гобот:
Источник: EAST NEWS / Andrzej Marzec.
Кроме разных мусоровозов журнал снабжен большим набором фотоснимков польских бытовых отходов. На любой, извините, вкус:
Источник: Michal Kulakowski / FORUM.
Источник: Narodowe Archiwum Cyfrowe / Rutowska Grazyna.
Ну и в фотобазах любителей транспорта тоже попадаются реальные прототипы кетайской модельки.
Незамысловатое социалистическое детство. Игрушки, прибитые к полу. Сам любил дёрнуть маму за руку и спокойно понаблюдать за работой мусоровоза:
Источник:
trucks.phototrans.eu.
И некоторые вариации мусоровозов "Ельч" барабанного типа. Многие, повторюсь, до сих пор в строю:
Источник:
KrzychuJG /
trucks.phototrans.eu.
Источник:
KrzychuJG /
trucks.phototrans.eu.
Кроме отечественных мусоровозов 93М на базе ГАЗ-51А и
МКМ-35 на шасси МАЗ-5337 "уголок бытовых отходов" теперь расширен и польской "мусоркой":
Начало большого спецавтохозяйства?
Планирую продолжать эту ветку собрания. Нуачо - мусоровозы годная тема, очень по мне.
Кроме журнальной копии в масшабе 1:43 в Польше тремя годами ранее можно было купить и самостоятельно склеить бумажный вариант рыжего мусоровоза, хотя, правда, крупноватый - 1 к 25-ти.
Такой поляк.