Кубанский Геббельс

Jan 20, 2016 10:01

Говорят, что передовики благополучных советских колхозов все-таки видели среди полей эти маленькие автоклубы Т12.02. Обычно в сопровождении бортового грузовика, который при помощи двух задвижек оперативно превращался в импровизированную сцену для выступлений. Сеятели да комбайнеры из небогатых и удаленных сельскохозяйственных мест Союза полевой досуг чаще организовывали самостоятельно - культмассовых бригад на всех катастрофически не хватало. Впрочем, есть и другая причина.



Вопреки тому, что подобная техника исторически задумывалась именно как "концерт на колесах", пристальное внимание на автоклубы ожидаемо обратили многочисленные агитаторы и пропагандисты.



Каким бы талантливым не был служитель делу пропаганды, без мощной технической поддержки в глазах людей он выглядит обычным мелким провокатором. И какой на дворе год - 1975 или 2016 - без разницы.



Вряд ли будет ошибкой сказать, что две трети рабочего времени такие Т12.02 на базе "головастиков" обеспечивали не досуг полевых трудяг, а политические интересы, занимаясь агитацией и пропагандой при различных митингах и шествиях. Ну а на рубеже 1980-х и 1990-х - повально, уже не отвлекаясь на художественную самодеятельность.



В ту далекую годину, когда идея передвижных клубов еще только курилась советской властью, кинофильмы и выступления творческих коллективов вполне себе являлись частью той самой сурковской пропаганды.



Тем и неудивительно, что главным заказчиком промышленного, а не кустарного, как раньше, производства автоклубов выступили республиканские министерства культуры.



Дальше тоже логично. Проект агитмашины с модульным кузовом нарисовали спецы института "Культтехника", а воплощением чертежей в жизнь нагрузили Краснодарский механический завод "Кубань".



В таком виде, пусть и с незначительными мелкими отличиями в деталях, Т12.02 выпускались вплоть до 1992 года.



Кроме четырех пассажирских кресел модуль кубанского колёсного агитатора комплектовался киноустановкой, магнитофоном и "приспособлением для наглядной агитации". Вероятно, имеется в виду матерчатый экран, который часто заменялся обыкновенной постельной простынью.



Плюс к тому автоклубу полагался фотоаппарат, кинокамера, а также усилитель звука с аккустическими колонками.



В начале 1990-х "головастики"-пропагандисты раздавались по линии минкульта уже не сёлам, а городским театрам, дворцам культуры, музеям и филармониям. Знатоки утверждают, что КМЗ строгал и библиотечную версию Т12.02, где вместо части кресел внутри модуля крепились книжные стеллажи.



Однако по прямому назначению те автоклубы работали мало - они юзались либо в качестве служебно-разъездного транспорта, либо привлекались к пресловутым митингам и прочим первомаям и седьмымноября.



Несмотря на серийное производство, прачечная-хуячечная министерство культуры распределяло Т12.02 в дефицитном режиме, по экземпляру в одни руки. В том числе по этой причине так мало натурных образцов сохранилось до нынешних дней.



Ну и качество модульного кузова существенно помогло этим "головастикам" окончательно отправиться в историю отечественного автопрома.



Образ масштабной копии, сделанной два с половиной года назад, кетайским рукожопам удался ок. "Уазег" в нём узнается безоговорочно. Разве что слишком огромные подфарники неприятно режут взор:



Но у криворуких фабрикантов принцип простой, многократно подтвержденный опытом: чем точнее они попадают в геометрию, тем говёнее на выходе качество сборки и детализация.



Остекление модульного кузова слишком обширное, чтобы не соблазнить кетайского неряху на густое обмазывание окон суперклеем, который сохранил мне на память и отпечатки пальцев этого неизвестного азиатского рисолюба. Буду полировать, как только очередь дойдет до автоклуба.



Сэкономив на скрепках, зажали, суки, матюгальник над кабиной.



На опытном образце, окрашенном в подходящую ливрею, таковой был:



Источник: частная коллекция М. Шелепенкова.

Но тоже в целом не беда. Во-первых, ближе к весне в одной из журнальных серий с модельками ожидаю подходящего донора. Сама будущая машинка не попадает в мои темы, зато богато укомплектована годными по типу и размеру громкоговорителями. Во-вторых, в реальной жизни Т12.02 попадались и без звукоусиливающих "ведёрок":



Источник: частная коллекция М. Шелепенкова.

Со шторками, которые салону масштабной копии автоклуба однозначно нужны, еще проще. Пока хз: либо тонкую цветную ткань примерю, либо нарежу и повешу цветные бумажные салфетки - при должной аккуратности они прекрасно имитируют занавески.



Пожалуй, в наших лесостепях сейчас почти нереально встретить настоящий Т12.02. На одного вот наткнулся уже в виде постепенно умираюшего призрака, к тому же изрядно околхоженного в процессе явно многочисленных ремонтов.



Хотя историческая конструкция в нём угадывается без труда.





Есть подозрение, что и базовое шасси для этого конкретного агитмодуля давно чужое.



А так по замыслу конструкторов выглядит планировка рабочего салона Т12.02:



Источник: частная коллекция М. Шелепенкова.

Такой агитпром.

Когда-то запиливал еще посты про агитмашины: "синий Геббельс" на пенсии и его до сих пор действующий собрат.

бас, уазег, масштабно, высушить и в музей, артисты приехали, очаг культуры, агитпром без сна и отдыха

Previous post Next post
Up