Родословная. Линевская Елена Ивановна.

Mar 23, 2015 23:39

По материнской линии наша семья происходит от помещика, дворянина и мирового судьи Линевского Ивана Ивановича. Он жил в своем имении под Каменецк-Подольском и имел большую семью - один сын, Владимир, и семь дочерей - Анна, Анастасия, Надежда, Юлия, Мария, Елена и еще одна, имени которой не сохранилось. Хотя он был крепостником, но человеком для своего времени очень передовым. Все дети получили прекрасное образование. Владимир пошел по стопам отца и тоже стал юристом. Он умер довольно молодым, семьи не имел.
Младшая дочь, Елена, родилась в 1851г. До отмены крепостного права семья была довольно состоятельной, у каждого ребенка было по нескольку дворовых людей в прислугах - няньки, горничные и т.д. После отмены крепостного права положение семьи резко изменилось в худшую сторону.
Сам Иван Иванович не имел хозяйственной жилки, всеми делами в имении занимался управляющий. После отмены крепостного права все крепостные были отпущены практически без выкупа, им даже были выданы какие-то средства на обустройство, управляющий не забыл про себя, и в результате семья оказалась практически разоренной, не имея почти ничего, кроме благородного происхождения.
Детям пришлось самим заботиться о себе.
Старшие дочери удачно вышли замуж и разъехались по разным городам - Харьков, Феодосия, Сухуми, Москва, Санкт-Петербург, Киев...
Анастасия вышла за известного психиатра Жданова и жила в г. Киеве.
Надежда вышла замуж за помещика Ставровского, у нее было два сына - Иван и Эммануил.
Елена с отличием окончила гимназию и получила аттестат с правом преподавания. В 18 лет она устроилась домашней учительницей к девочке 6 лет в очень богатую купеческую семью, жившую в Приуралье.
Проработала она в этой семье 6 лет, и эти годы были очень тяжелыми для нее в моральном смысле. Полная зависимость от хозяев очень тяготила ее деятельную натуру, сама работа ей тоже не нравилась, ей хотелось чего-то более самостоятельного, более творческого.
Поэтому, когда её питомица успешно поступила в гимназию, она отказалась от нового выгодного предложения стать домашней учитильницей и при первой возможности уехала в Санкт-Петербург. Так началась ее новая жизнь.
Она поступила на Высшие Бестужевские курсы для девушек и через два года закончила их с отличием, получив второй диплом фельдшерицы-акушерки.
А вскоре (1877г.) началась Русско-турецкая война, и военный хирург Пирогов организовал первые курсы для девушек "из хороших семей" для подготовки "сестер милосердия". Елена была в числе первых слушательниц этих курсов, ей очень помогла медицинская подготовка. Долгое время в семье хранилась фотография первого выпуска курса - в центре сам Пирогов, а вокруг него девушки в сестринской форме. Елена сидит крайняя слева в первом ряду. По окончании этих курсов Елена добровольно пошла в армию, как сестра милосердия, и принимала активное участие в работе в госпиталях и на линии фронта. За Русско-Турецкую кампанию она была награждена бронзовой медалью из рук самого генерала Скобелева.
По семейной легенде, генерал Скобелев, наблюдая за ходом боя в районе Плевны, вдруг заметил, как к раненому на поле боя солдату подбежала хрупкая девушка в форме сестры милосердия и, не обращая внимания на продолжающийся бой, перевязала его и на себе вынесла в безопасное место. Генерал велел позвать к себе эту девушку. Когда она пришла в штабную палатку, генерал стал выговаривать ей, что она напрасно рискует, и раненых выносить - не её обязанность. На это девушка ответила, что для раненого самое главное - вовремя перевязать и доставить к хирургу, иначе он может умереть от потери крови. Тогда, обратившись ко всем присутствующим офицерам, генерал сказал:
-Вот истинная храбрость, которая требует немедленной награды!-
Он огляделся вокруг и вдруг снял с мундира какого-то штабного офицера медаль и сам прикрепил ёё к платью медсестры. Этой медсестрой и была Елена Линевская. По приказу генерала Скобелева Елена была переведена с линии фронта в тыловой госпиталь, где и проработала до конца войны. В этом госпитале она получила очень хорошую практику по хирургии, что очень пригодилось ей в дальнейшем.
После окончания Турецкой кампании теперь уже Елена Ивановна стала работать фельдшерицей-акушеркой в Пермской волости, на Урале. Там у нее завязывается роман с лесничим (по старому - инженер леса, должность высокая, занимать ее могли только лица "благородного происхождения" и с высшим образованием). Уже была назначена дата свадьбы, но произошел несчастный случай - во время вырубки леса жених попал под падающее дерево, и скончался в ужасных мучениях. Замужество не было оформлено, а Елена Ивановна ждала ребенка, который родился в 1888г. Это была девочка, которую назвали Надежда. Иметь ребенка, не будучи замужем, особенно для дворянки, по тем временам было большим позором, и поэтому Елена Ивановна обращается с прошением на Высочайшее имя, с объяснением всех обстоятельств, и в 1890г. именным Императорским указом ей разрешают удочерить собственную дочь с присвоением фамилии Линевская, отчества Ивановна, с сохранением дворянства. Так как у Елены Ивановны с работой в Пермской области были связаны тяжелые воспоминания, то она обращается с прошением в департамент Здравоохранения о предоставлении ей нового места работы. Из всех предложенных вариантов она выбирает Подмосковье, родину ее жениха, Радомлинский уезд. Там, в селе Радомля, начинается новый и последний отрезок ее жизни.
Село Радомля находилось в нынешнем Солнечногорском районе Московской области, на трассе Москва - Санкт-Петербург, в 47 км. от Москвы. В селе имелась больничка на шесть коек с жилыми комнатами для врача. Такую больницу очень хорошо описал Булгаков в своих "Записках юного врача", только эта была немного поменьше.
Елена Ивановна была единственным врачом на весь уезд, врачом на всё, даже освоила специальность стоматолога. Очень скоро она приобрела большую известность и большой авторитет, особенно как акушерка. Ее никто не называл по фамилии, достаточно было сказать - Елена Ивановна, и все сразу понимали, о ком идет речь.
Эта местность пользовалась большой популярностью среди московского купечества. Здесь находились дачи Морозова, Сытина, Мамонтова и других не менее известных людей, и все эти семьи пользовались услугами врача и акушерки Елены Ивановны.
В одной из соседних деревень -Дурыкино - жила местная помещица Пегова, родственница погибшего жениха. У неё была дочь Саша, ровесница Наденьки. Девочки очень сдружились между собой, но об их жизни будет рассказано в другой главе.
Шло время, дочка подрастала, и её мать решила построить себе собственный дом. Для этого в 1901г. она приобрела в деревне Дурыкино в личную собственность 7 десятин земельного надела (по-современному, почти восемь гектар). На участке в 5 десятин был построен двухэтажный жилой дом и разбит сад с плодовыми деревьями и кустарниками, обустроена подъездная аллея к дому длиной 120 метров, обсаженная 30-ю дубами. Второй участок в 2 десятины был отдан под огород и там же выращивали лекарственные растения.
Таким образом, жизнь наладилась, средств матери и дочери вполне хватало, жилищная проблема была решена.

(из записей мамы, Павловой Надежды Львовны, 15.10.1945-13.03.2015)

личное, семейный архив, мамины стихи

Previous post Next post
Up