СОлНЦе, дом, который построил Шмаков

Dec 07, 2013 22:02

Пишет Скади, в этой школе работают мои друзья и коллеги. Присоединяйтесь, да.

Оригинал взят у smerkovich в СОлНЦе, дом, который построил Шмаков
Здравствуйте всем, друзья-коллеги.

Я сегодня подписала петицию "Министру образования и науки Российской Федерации Ливанову Дмитрию Викторовичу: Не допустите закрытия школы "СОлНЦе"!!!" и что-то меня дернуло написать об этом подробнее, хотя общественная деятельность в сети для меня, мягко говоря, нехарактерна. Какое-то странное желание объясниться, что это не просто галочка на ресурсе с петициями, не просто ленивый лайк чтобы поддержать хороших людей или там почувствовать себя причастной к движухе.

Начать с того, что школа Павла Анатольевича Шмакова (как бы она ни называлась - он возглавлял за прошедшие 20 лет не одну школу) для меня совсем не чужая, хотя я давно там не работаю. Позволю себе немного личной истории. В 1993 году я закончила университет, поступила в аспирантуру, и как-то ненавязчиво встал вопрос, а чем я заниматься-то на самом деле буду со своим дипломом. Даже если бы я защитила дисер (что с самого начала было под большим вопросом, потому что мой научрук уже фактически ушел тогда из универа), все равно нужно было какое-то настоящее дело, а не просиживание штанов и юбок в лаборатории без всяких перспектив. Я тогда уже начала заниматься всерьез играми, но это как бы не считалось, это было то ли хобби, то ли вообще какое-то малопочтенное занятие понарошку и исподтишка. Ну и вот какими-то судьбами Андрей Ермолаев меня привел в Академический Колледж при КГУ, потому что там искали учителя химии в гуманитарный класс, а мне было в общем все равно - учитель так учитель, гуманитарный класс, так гуманитарный класс. Мне сходу предложили интересную задачку - вот есть группа школьников, которые видали все точные науки в гробу, потому что им интересней история с социологией или литература, и они уже в любимых предметах успешны и знают, что будут делать дальше, но образование все-таки должно быть всесторонним, и что-то изучать из ненавистной области надо. Ну и сговорились мы на том, что я буду читать, попутно разрабатывая, курс истории химии, заодно изящно вкрапляя туда требования обязательной программы, чтобы хотя бы на нетвердую четверку школьный курс молодые коллеги знали. Потом я еще стала вести олимпиадный кружок уже для тех, кто химией интересовался, потом факультативом читала там соционику, которую завезла контрабандой из Питера, от коллег Переслегиных... Это было начало моей преподавательской деятельности, и я эту школу жизни до сих пор с благодарностью вспоминаю. Потом я преподавать прекратила, потому как моя жизнь устроилась слишком уж проектным образом - в любой момент я могу уехать, или переключиться с одной работы на другую, или три проекта в параллель и ничем другим невозможно заниматься. А для школы все-таки важно в любую погоду приходить и вести занятие согласно программе и расписанию. Но это все личные сантименты, просто чтобы было понятно, что меня с этой школой связывает.
А теперь о самой школе. Она с самого начала была необычным учебным заведением - туда брали с вступительными экзаменами старшеклассников, которые хотели углубленно изучать отдельные предметы и имели свой собственный интерес к образованию. Атмосфера была, скорее, ВУЗовская, а не школьная, дисциплина не являлась обязательным требованием, отчего дети частенько болтались по физфаку вместо нелюбимых предметов, расписание менялось постоянно, наверняка формальные требования выполнялись далеко не все (хотя тогда я этим мало интересовалась, но все равно некоторый налет творческого беспорядка был хорошо заметен). Зато Академический Колледж (далее АК) стабильно рвал на городских республиканских олимпиадах почти по всем предметам обычные школы, деля пальмы первенства только с физмат-школой № 131 и своими соседями по физфаку и конкурентами - Экспериментальной школой-лицеем (это еще одна приуниверситетская школа тех же лет, и еще одна моя педагогическая байка, но более позднего времени, может, потом расскажу). Ну и еще, если даже вы просто посмотрите по поиску "Павел Анатольевич Шмаков выпускники", то очень хорошо заметно, что из АК вышло много неординарных людей. А я некоторых из них знаю, помню и радуюсь каждый раз, когда где-то удается пересечься и узнать, что у них все хорошо, или прямо сейчас не очень хорошо, но они справляются и справятся. Стиль шмаковской школы всегда был такой - там работали не с успеваемостью, а с учениками, там учили детей очень хорошие педагоги, много было университетских преподавателей, сильных не только в своем в предмете, а как личности, как образцы для детей. (Это я не про себя говорю, я туда, скорее, заходила пару раз в неделю, чем работала в полном смысле слова, я была такой гость из дальних стран, а не педагог - не единственный, кстати, гостей там тоже привечали, звали повести факультативные занятия, прочитать публичную лекцию, рассказать детям что-то взрослое, интересное, про науку, искусство, про что-то новое в культуре). Мне всегда казалось, что из школы, которую построил Шмаков, не могло совсем ничего не получиться - если вкладываться во что-то и не отступать перед трудностями, оно обязательно принесет плоды рано или поздно, так или иначе.
А теперь про  трудности и про не отступать. Трудности у Шмакова и его школы были всегда - такое хорошее, редкое место очень уязвимо и его постоянно надо защищать от внешних сил. Не скажу даже, что это всегда были вихри враждебные - ну да, надо выполнять административные нормы, полезно это делать в среднем. Но в АК всегда был приоритет - сначала дети и творческая работа с ними, потом бумажки и прочая лабуда. Конечно, это привлекало проверки, вызывало предписания, провоцировало скандалы, даже когда еще все было хорошо. А потом все стало плохо, экспериментальное образование начали прикрывать, объединять и приводить к единым стандартам, и вот этого АК точно пережить не мог. Его слили с ЭШЛ, потом преобразовали, потом Павел Анатольевич долго судился с администрацией, потом уехал в Финляндию, пару лет назад вернулся по приглашению мэра Казани... Это долгая печальная история, уже подробно описанная в прессе, вот здесь, например, http://kazan.mk.ru/article/2013/12/04/954622-komu-meshalo-solntse-pavla-shmakova.html на мой взгляд неплохо написано, довольно точно и объективно. Ну и еще можно найти кучу материалов, сейчас о новой шмаковской школе СОлНЦе и ее предыстории много говорят. Потому что идет драка за эту школу, драка в очень хорошем смысле слова - люди в этой школе делают важное дело и готовы за него драться до последнего.
А теперь к чему я это все. Почти с момента возвращения Пал Анатольича в Казань, я наблюдаю через общих знакомых и в сети за этой дракой. И мне казалось, что это все и без меня прекрасно себе происходит - подписи собираются, пресса пишет, дети аж на митинги выходят по собственному почину. А сегодня мне написал в личку Павел Шмаков и попросил ему помочь. Просто, по-человечески. Замечу, мы с Павлом Анатольевичем не друзья и даже не приятели, я не вхожу в шмаковский фан-клуб (хотя и к его явным противникам никогда не относилась), это просто мой бывший начальник и коллега из совсем другой жизни. Я и его недостатки прекрасно знаю, и понимаю, что некоторые из нападок на его школу обоснованы. Но, знаете, появилось какое-то странное чувство - "Если мяса с ножа ты не ел ни куска, если руки сложа, наблюдал свысока..."
Я поймала себя на том, что я в эту историю с подписями и публикациями в соцсетях толком не верила - захотят закрыть, все равно закроют. И вдруг сейчас поняла, что Павел-то Анатольевич верит, и продолжает драться, и может быть - скажем, если все, к кому он обращается за помощью, ему помогут - может быть он даже победит. Там уже тронулся лед, и деньги управление образования выделило (чтоб освоить их за оставшийся месяц, ха-ха...), и все равно еще до спокойной жизни школе СОлНЦе далеко - есть решение суда, есть законные требования санэпиднадзора и пожарников, которые почти нереально выполнить в оставшиеся сроки. Но хочется верить, что шансы все равно есть. Когда доносятся вести из СОлНЦа, даже возникает подозрение - а не гражданское ли у нас местами общество? Нет, серьезно, похоже, раз есть общественные деятели, которые способны добиться признания своего дела и своей правоты.
Никого не агитирую, но если вас эта история каким-то боком касается, то вот ссылки:
на русском http://chn.ge/1huTRqI ,
на английском https://www.change.org/en-GB/petitions/the-russian-minister-of-education-and-science-dmitry-livanov-don-t-allow-closing-the-solnce-school-in-kazan
на французском https://www.change.org/petitions/a-m-dmitri-livanov-ministre-de-l-%C3%A9ducation-et-des-sciences-de-russie-ne-fermez-pas-l-%C3%A9cole-soleil-de-la-ville-de-kazan
Спасибо.



филантропия, образование, политика, КИС, просьба, язвы общества, эмоции, нужна помощь

Previous post Next post
Up