Вчера с подачи dyatil была в ОП РФ на круглом столе "Парадоксы на рынках образования и труда: социальные тренажеры и технологии профессиональной навигации молодежи".
Без выделения выступающих, обзорная картинка из выступлений.
Прений не было, опоздали с началом, потом быстро побежали догонять время. Говорили практически о том же, о чем и в Бекасово, и в Ступино - стандарты старшей школы не определены до сих пор, непонятен портрет выпускника, не приняты, потому что не все ясно со стандартами образования для старшеклассников, нет внятного заказа от работодателей, есть много технологий - но нет общей картины будущего, к чему эти технологии применять. Плюс много технологий уникальных, держащихся на мастерстве - а для радикальной перестройки системы образования нужны простые легко воспроизводимые и транслируемые. Упоминали и Метавер с образовательным форсайтом.
Лучшая образовательная система в Финляндии. Большое число форматов образования, обмен опытом, возможность менять по ходу, минимум тестов, ориентация на подготовку не к профессии - к успешной трудовой жизни, где профессиональные навыки один из факторов успеха.
Необходимость форсайта - сегодня нужно готовить к будущей жизни, а не к современной, готовить решать проблемы будущего, а не текущего. Примеры Финляндии, Китая, Америки - смогли преодолеть технологическое и социальное отставание, потому что ориентировались на завтрашний день. А иначе бы до сих пор оставались сельскохозяйственными пасторальными или наркокриминальными.
Необходимость мониторинга - куда уходят выпускники, как они строят свою карьеру, где востребованы и где находят себя. И такой мониторинг в России ведется с 2003 года - нужно анализировать его результаты.
Необходимость учитывать демографические факторы и грядущую демографическую яму, когда число молодежи резко уменьшится и острее встанет вопрос и с высшим образоваием, и с профессиональным, и с кадровым резервом предприятий. Пока работодатели не задумываются об этом - крупные уверены, что всегда купят нужный персонал, средние не мыслят долгосрочными перспективами, мелкие живут одним днем.
Ведущий Гиль акцентировал три аспекта - предметные знания, надпредметные умения, личностные характеристики и формирование ценностей - как результаты образовательно-воспитательного процесса. И нужны технологии формирования и оценки по всем трем параметрам, а не только по знаньевой компоненте, как это происходит сейчас.
Несколько докладчиков презентовали свой опыт инновационных образовательных программ:
Использование прототипирования и 3Д принтеров как элемент развития креативности, ведущий к весомым результатам - на основе опыта MTI.
Арт-резиденция как формат творческого межпредметного общения, временный отрыв от обыденности в насыщенную творческую атмосферу - на месяц, два, полгода. В замке, бывшем заводе, на даче - ученые, художники, полики, нко-шники собираются и активно взаимодействуют по поводу своих замыслов или общей проблемы.
Бизнес-симулякры в АНХ как эффективный инструмент формирования компетенций бизнес-менеджера, форматы соревнований - и это дополнительное образование, не включенное в традиционный процесс. Возможность разворачивать симулякры для разных типов деятельности, дистанционное участие.
В ВШЭ - бизнес-инкубатор, где студенты инициируют и развивают свои проекты, и творчески-исследовательские лаборатории - где студенты работают над реальными производственными заказами корпораций - как опыт включения в реальную трудовую деятельность на этапе образования. Слабо сопрягается с классической системой образования, но неплохо дополняет ее.
Открытый университет Сколково как новая система образования - открытость общих знаний - плюс закрые форматы работы для отобранной группы студентов. Нет диплома - есть актуальные знания и компетенции, и разнообразие форматов работы - лекции, тренинги, форсайты, мастер-классы, свои проекты.
Социальный тренажер Фактор будущего в Казани (метаигры МГИМО, МИФИ) - разворачивание аналога реальных деятельностей на игровом тренажере. Диагностики и формирование инновационных компетенций - изобретательских, предпринимательских, социальных, коммуникативных. Актуализирует самоосозание и осознанное формулирование заказа от студентов на дополнительное образование.
Формат тренингового фестиваля "Карьера в России" - тоже с элементами соревнования, определенная последовательность форматов,упор на простые воспроизводимые понятные технологии.
Вспомнили про опыт Академгородка в Новосибирске - пространство, совмещающее образовательную и насыщенную научную деятельность в новейших лабораториях, с возможностью воплощения в реальное производство.
Как видим, половина форматов предполагает проектную деятельность команд и соревнование между проектами. Вторая половина - больший акцент ставит на межпредметное сотрудничество и конкретное творчество. То есть обобщенно по технологиям будущее образование реализуется на стыке творчества, межпредметного сотрудничества, решении проблем и изобретательских задач, генерировании нового - и соревновании между проектными командами за ресурсы и внедрение именно их варианта будущего.
Прогрессорские форматы Фанки-битвы и креативного марафона работают ровно на этих же принципах. Меняются пропорции творческого сотрудничества и конкурентного соревнования.
Призыв обмениваться технологиями и сотрудничать друг с другом подвис в воздухе - потому что нет той общей деятельности, по поводу которой необходима инструментальная коммуникация. Люди нашли свои ниши в образовательной пустыне и активно возделывают собственные оазисы. Жизненной необходимости в согласовании, кооперации, обмене опытом на данном шаге не возникает. Многие уже знакомы друг с другом и более-менее активно общаются. Уже нет и страха "у меня украдут технологию". Возможность диалога уже есть - потребности жизненно ощущаемой инноваторами от педагогики и андрогогики - еще нет. Впочем, формат презентаций без дискуссий и подробного обсуждения дилогу и не способствует. Нужны новые форматы взаимодействий. Возможно, как на сегодняшней
НЕконференции на дизайн-заводе Флакон.