Попробуйте в течение одного дня поговорить с:
- офицером воинского подразделения в зоне боевых действий, чье ранение оказалось достаточно легким, намного легче, чем у друга, который был рядом с ним…
- преподавателем московского вуза, родители которого живут в Кировограде, а сестра с племянниками - в Днепропетровске…
- женщинами из Луганска и Славянска, по домам и квартирам которых «отработала» артиллерия армии их собственной страны…
- молодым журналистом-активистом, внезапно аккредитованным при органах власти…
и вы почувствуете тотальный тупик… Потому что для вас они - люди. Живые, человеческие, страдающие люди. А друг для друга - нет. Уже или пока что, вообще или почти - но нет.
Война заглатывает людей. И даже когда прекращается стрельба - война не прекращается. Люди подсели на войну, и искренне что-то пытаются решить с ее помощью. Пытаются построить будущее, сжигая настоящее… Сейчас, сейчас, еще немножечко, и мы справимся с этим, и наступит счастье…
Каждый из идейно воюющих убежден, что воюет за свободу. Поэтому войны все больше, а свободы - все меньше.
Каждый из воюющих убежден, что воюет за правое дело. Но когда люди стоят друг напротив друга - у них правое находится в противоположной стороне…
Как облегчить себе задачу убить человека? Нужно просто перестать видеть в нем человека. Поверить, что он - колорад, майдаун, ватник, бандерлог, террорист, фашист… Поверить, что он - пришелец. Хищник, посланец чужих.
Если на людей нацепить какой-то подобный ярлык - их убивать намного легче.
И ярлыки цепляются легко, поскольку информации в открытом доступе уже нет. Она исчезла, как из супермаркета натуральные продукты. В открытом доступе - только пропагандистское вранье промышленных образцов:
идеологическое вранье, мстительное вранье, воодушевляющее вранье, пугающее вранье… Вранье дорогое и дешевое. Пятиминутки и месячники ненависти.
За действительность теперь выдаются верования, убеждения, страх и ненависть. Все, кроме действительности.
Для многих теперь война - это единственное, что придает осмысленность, значимость и содержательность их жизни. Отнять у них войну невозможно: они будут воевать со всеми, кто попробует отнять у них войну. Противник войны - их личный враг.
А для некоторых война, как всегда, - надежный источник финансового и политического дохода. И они сделают всё, чтобы ее обосновать, отрекламировать и навязать потребителям.
И дальше - цепная реакция, возникающая от столкновения ядер человеческого горя, отчаяния, безрассудства, несправедливости…
(с) Евгений Медреш