Здравствуйте, дорогие наши читатели! Сегодня мы хотим поделиться нашими впечатлениями и рассказать о том, как мы ходили на фестиваль, а именно - на встречу с писателями: новосибирскими и не только!
Немного слов о самом фестивале.
Всероссийский литературный фестиваль « Белое пятно» проводится при поддержке Министерства культуры Новосибирской области и уже успел стать значительным ежегодным событием - праздником творчества, праздником общения.
Главная цель фестиваля - привлечение внимания общественности и специалистов к проблеме развития интереса к чтению, высокого общественного статуса книги, знакомство с лучшими литературными произведениями современных авторов, создание условий для творческого общения литераторов и укрепления гуманитарных связей с регионами России.
Среди гостей фестиваля - известные поэты и прозаики, публицисты, ученые-филологи, журналисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска, Красноярска, Краснодара и Нижнего Новгорода.
В Новосибирске и области фестиваль проходил с 18-20 ноября. Всего три дня. Но программа мероприятий была очень насыщенной. С утра до позднего вечера - встречи с писателями, мастер-классы, круглые столы, авторские презентации и, пожалуй, что самое главное, интересные беседы с известными писателями!
Мари:
- Пятница. День, когда мы договорились пойти на фестиваль. Встреча назначена на время - 14.30, место - у входа в один из главных торговых центров города, попросту, у ЦУМа. 14.10, а Мари еще стоит на остановке троллейбусного маршрута и пишет Кате сообщение, в котором тревожно сообщает, что уже сорок минут ни туда, ни обратно не проезжало ни одного троллейбуса и похоже придется задержаться. Однако, каким-то образом, видимо, интуитивно, я чувствовала, что троллейбус все же подойдет (все-таки сорок минут это много, скорее всего, неполадки с электричеством, а его починку обычно не задерживают более этого срока) Поэтому, я написала лишь, что задержусь. Однако в ответ приходит сообщение о том, что Катя тоже задерживается!! Ладно, думаю я, не настолько же, чтобы приехать очень поздно? И тут как раз подходит мое средство передвижения, и я успеваю к двадцати минутам третьего часа. Таким образом, раньше. Но каково же было мое удивление, когда я там никого не обнаружила. Выяснилось, что Катя до сих пор не может дождаться автобуса (просто день отказавшего всем транспорта!), и, соответственно, сильно опоздает. А мне, конечно же, придется идти одной, что я и сделала, стоять на улице было довольно морозно.
Первое, что меня поразило внутри Центра Современного искусства, это полная пустота. Первоначально это вводит в некий ступор. А где-то на заднем левом плане были слышны завывания какого-то шамана, больше похожие на жуткий ветер в зимнюю ночь (если кто слышал шаманов, понимает, о чем я говорю). Потом выяснилось, что это было бесконечное прокручивание короткого видео с тем самым завыванием. Бесконечный повтор был довольно утомителен и мешал еще довольно долгое время даже в самом начале лекции.
Белые стены, пол, как будто зеркальный и немного экспозиций, посвященных мамонтам, если пройти в два зала налево. А «в конце последнего будет место проведения мероприятия», поэтому я сразу направилась туда, но каково же было мое удивление, когда я заметила всего, пожалуй, десять стульев. Я даже с трудом нашла куда сесть, в маленьком пространстве очень легко потеряться, когда никого не знаешь.
Потом еще пришло несколько человек и в такой достаточно простой атмосфере мы начали диалог. Диалог о литературе в литературе и литературе в мировой глобализующей всех и вся паутине.
Катя:
- В этот день мы с Мари договорились встретиться и вместе пойти на встречу с новосибирскими писателями, которая проходила в Сибирском центре современного искусства. Ночью навалило столько снега, что пока я добралась до места, общение уже было в самом разгаре. Но беседа все же меня увлекла. Тема обсуждения: «Литература и Интернет: взаимодействие».
Знаете ли вы о появлении нового слова - сетература? Это литература, которая предназначена для чтения в сети. Читатели её - люди среднего возраста. Есть писатели, которые приобрели известность через интернет. Согласитесь, это ведь заманчиво, писать в сети?! Не надо искать издательство, выслушивать замечания от редакторов, никаких затрат и ответственности! Конфиденциальность и быстрый результат! Но…есть для кого большое, для кого маленькое - НО. Почему многие авторы хотят быть опубликованы в книгах? Это престижно, это более высокий уровень, книгу можно держать в руках...
На мой взгляд, это такая ответственность, которая побуждает всегда быть в творческом тонусе, это ответственность созидающая личность в постоянной работе мысли и в поисках нового…
Но вернемся к теме обсуждений. Мне запомнилось высказывание одного из авторов, что чтение бумажной литературы - это другая культурная практика, другой тип восприятия. Скоро книга будет дорогим подарком, как раньше - Библия, Евангелие, Жития Святых. А мы идем к тому, чтобы взять в руки ридер и читать скачанные из сети книги, не тратясь на их покупку. Если уж покупать, то только настоящие книги - те, что всегда будут ценны в поколениях.
Мари:
- Дискуссия действительно была с достаточно животрепещущей тематикой. Несмотря на то, что общались все очень культурно и совершенно мирно, никто даже не спорил, тем не менее, что сам вопрос поднимает не просто житейские ценности вроде «хочу быть популярным, хочу печататься», но и вообще, смысл человечества, его дальнейшее развитие. И КЕМ мы станем, в конце концов? Печалиться ли нам и скорбеть о том, что наши времена уже уходят или принять как данное существующую жизнь? Бороться или нести вперед знамя одобрения? Как вообще быть? Как поступать? Наверное, то же самое испытывали люди многих переломных эпох. Когда появились машины, люди печалились, что уходит век лошадей. Когда животное и человек могли иметь одну душу (сколько историй мы знаем о том, как верный конь спасал в битвах, служил опорой и даже отдавал жизнь за своего друга-человека). Что больше не придется воспитывать живое существо, будет бездушная железяка. Безусловно, многие сейчас скажут, что вот, попробуй пойми бездушная или нет, вот я тебе сейчас такое из жизни расскажу! Все мы знаем эти странные капризы техники, но все же теплая спина твоего друга не будет никогда заменима холодным железом. Как тут поспорить? Кто не пережил, тот не поймет. В общем-то, в этом и заключается суть современного поколения. Многие, никогда не испытав такой простой земной жизненной радости не понимают всей этой шумихи против машин в свое время. Жалеть ли нам по этому поводу или принять суть движения истории за должное? Впрочем, что же нам еще остается?
Вот так и с ВИРЛ. Виртуальная личность.
http://newcontinent.ru/lebedev/svirl.htmСущество никогда не испытавшее настоящей теплоты дружбы, человеческой теплоты, само не понимает, что ищет в сети всего лишь этого. В конце концов это превращается в бесконечную попытку найти себя и в полное погружение в иную реальность. Как известно, человек привыкает ко всему. А поскольку компьютерное излучение снижает либидо, и вообще, большинство жизненно-нормальных показателей, человеку становится достаточно просто существовать так. Без попыток как-то иначе. Это, конечно, самообман, но, тем не менее, личность обманывает себя, что ей хорошо и вполне достаточно пива да кириешек, и порнушки на экране. Я, конечно, утрирую, но суть примерно такова. Человек полностью погружается в тот мир, и находит себе замену всему, и чем дальше наш век, тем больше симуляторов жизни, замен появляется внутри матричной коробочки.
В общем-то, литераторы рассуждали о преимуществах выхода в сеть, о своем опыте и прочих вещах, темы более глубокие затрагивали, но мягко, спокойно переходя в иные параллели. Жаль, что не вышло послушать до конца, это вина организаторов фестиваля, видимо, им в голову не могло прийти, что есть люди, которым интересно ВСЕ.
Катя:
-Чтобы успеть на следующее мероприятие, нам с Мари пришлось уйти. Но это стоило того! Пожалуй, самой запомнившейся для меня личностью стал сибирский писатель, поэт и автор идеи четырехсерийного документального фильма «Счастливые люди» - Михаил Тарковский!
Мари:
- Да, безусловно, именно этот человек оказал на нас самое сильное и самое приятное впечатление, не в обиду другим это будет сказано, но сути духовной силы не изменишь, в человеке она либо есть, либо нет, каким бы мы ни были.
Катя:
-В кинозале «Синема» нам показали фильм «Счастливые люди. Зима» Советую всем посмотреть!
Быт и нрав настоящих охотников, рыболовов и обычных сельчан описан просто, но с большой любовью и даже с завистью, признаётся режиссер фильма Дмитрий Васюков. "Счастливые люди - это название без всякого потаённого смысла, без всякого эзопова языка, без всяких толкований. Прямо вот так - счастливые люди. Потому что они действительно счастливые. Я никогда не думал, что это вообще может быть, так может себя чувствовать и жить человек в нашей стране ", - говорит Дмитрий. Чтобы показать всю красоту и правду жизни сибиряков из села Бахта Туруханского района, группа кинематографистов из Москвы прожила с героями фильма целый год. Кто видел хотя бы несколько минут из жизни "счастливых людей ", согласится - это уникальное кино.
You can watch this video on www.livejournal.com
Мари:
- Скажу честно, когда стали показывать, как охотник-промысловик собирает мертвых соболей, мне хотелось кинуть камень в экран, что-то закричать вроде «живодеры» только более грубо, или, наконец, просто уйти с просмотра, еще пара минут, и я бы встала и ушла. Но прозвучала такая фраза от охотника Анатолия (фраза может быть не дословной):
-Убийца. Они называют меня убийцей. Но не тем ли, кто платит, мы обязаны убийством. Или тот, кто держит свинью, а потом забивает ее ради того, кто потом покупает ее. Тот, кто покупает - соучастник убийства.
В этот момент я повернулась к Кате, и она сказала, что задумывалась над этим.
А кто не задумывался? Но самое важное в том, что современное поколение действительно НЕ задумывается. Ситуация мирового потребителя все сильнее действует на человечество. Хотя, возможно, это просто человеческая суть? Откуда нам знать, за всех и за каждого сказать трудно.
Еще меня сильно поразил один момент. Тот, где нам показали верного друга, северную лайку. Единственную собаку, способную пробежать 450 километров из тайги до дома. Охотники пытались своих собак садить на сани, но они спрыгивали и все равно бежали сами. Не смогли приучить. Было очень трудно держаться, смотреть, как показывали. День: собака бежит за санями. Вечер: пес бежит. Ночь: пес бежит и бежит в кромешной тьме, позади своего друга и хозяина. Честно говоря, в тот момент я плакала, и даже сейчас мне сложно писать об этом.
Было много и других моментов, но, я думаю, их стоит смотреть самостоятельно.
Катя:
-После просмотра перед нами предстал сам Михаил Тарковский. Для человека его положения, уровня образования и известности, он выглядит более чем просто. Вот это и привлекло. Настоящий сибиряк, мужественность, не бросающаяся в глаза.
Мари:
- Я бы сказала, что скорее откровенная НЕмужественность, согласно новому типу красоты поколения. Перекаченного накрашенного мальчика с кубиками на своем лощеном животике. С гигантскими накаченными руками и бицепсами. К сожалению, все это чушь, настоящие мускулы выглядят совершенно иначе. Если кто-то не знает, достаточно просто посмотреть на фотографии силачей еще начала XX века, вы обнаружите, что они далеко не обладали этими, безусловно красивыми, факторами. Кубики - это красиво, но это лишь действие возможности следить за своей внешностью, как женщины, которые ухаживают за собой, и умело наносят макияж. В жизни, суровым людям совершенно некогда наводить лоск на своем пупке. Это раз.
И два. Это аура, харизма. Когда мы чувствуем силу человека просто от его присутствия. И, к сожалению, кубики или их отсутствие нам в этом никак не помогут. Все зависит от внутренней сути личности, и, как ни странно, обладая совершенно заурядным лицом, лысинкой на голове, совершенно не привлекательной бородой и в потертом свитере с оленями, Тарковский излучал спокойствие и ауру простого настоящего мужчины. Вот и весь секрет.
Катя:
-Не таких писателей нам показывают, не о таких пишут, не таких популяризируют. А глаза и душа так скучают по-настоящему. Узнать о творчестве писателя, почитать его рассказы можно здесь:
http://www.mikhail-tarkovskiy.ru/index.html Следующим местом нашего посещения стала ГПНТБ СО РАН, где в огромном конференц-зале проходила встреча с популярным политологом, философом, ученым, социологом и публицистом Сергеем Георгиевичем Кара-Мурзой.
Мари:
- Если рассказывать, как тяжело нам было вставать ровно тогда, когда Тарковский начал читать свои стихи, как бежали мы в холодный зимний сибирский день с больной ногой (а ведь опоздали мы уже на час и все из-за Михаила, которого мы слушали и слушали..) то рассказ превратится в дорожное происшествие. Поразительно, что в этот день нам встречались одни джентльмены. Они держали для нас дверь в метро, пропускали, и даже выбивали место в кафе, но об этом-позже.
Мы долго не могли войти в зал, в котором было 500 человек (!!), я посчитала по количеству вешалок в гардеробе, но в конце нам повезло, нас все-таки заметила одна из сотрудниц и сказала, что места есть.
Катя:
-Признаюсь честно, я мало что запомнила, потому что было плохо слышно и передо мной сидели два смешных парня: один очень большой и с длинными волосами, а другой худой с приклеенной к уху жевательной резинкой))) Это такое маленькое отступление.
Мари:
- Конечно, обсуждать кого-то не столь похвально, но здесь мы пишем и свои личные «впечатления библиотекарш», потому невозможно не заметить тот факт, когда прыщавый неаккуратный парень ест жвачку, которая была за его не менее грязным ухом (в этот момент меня чуть не стошнило, признаюсь честно), а до этого было тошнотворно неприятно смотреть на огромного в теле парня с таким же огромным конским хвостом. Кто расчесывал лошадей, знает, как путается конский хвост и как он выглядит в таком состоянии. Вот также выглядели волосы того субъекта в красной рубашке и черной шляпе. Если человек считает, что в таком образе он безумно сексуален, то наш мир, кажется, в самом деле катится в очень далекое отверстие.
Катя:
-На самом деле вопросы поднимались серьезные, сложные и полемические. Думаю, Мари более подробно о них напишет.
Мари:
- Достаточно почитать сами книги Кара-Мурзы, чтобы понять, что вопросы, безусловно, были серьезные. Мне понравилось, как отвечал этот умнейший человек, однако, были те, которые говорили «мне не понравилось, как он отвечал, я ждала другого». А чего собственно? На вопрос ответить эта женщина не могла. Конечно, я могу ответить за нее. Доктор наук на своей лекции пропагандировал отречение от цивилизации, глобализации и прочих современных благ (или же, благами нас это научили считать, если помнить о его рассказе про манипуляцию человеческим сознанием). Женщине в шубке и изящных сапожках, безусловно, было сложно воспринять то, на что делал упор наш ученый. К тому же, люди так наивны в своих убеждениях, и наивность эта вовсе не зависит от возраста.
Продолжение следует.