Jan 23, 2014 00:37
Я не хотел ничего писать об этом. Но теперь понял, что надо. Раз уж ввязался в разговор, почему я не поддерживаю восстание в Киеве, почему считаю, что революция и гражданская война не лучше диктатуры (если, конечно, это не диктатура образца Пол Пота или Туркменбаши).
Эта история была рассказана вечером 24 июля 2012 года в гостеприимном доме на окраине Мургаба, где нас с Сашей приняли после того, как мы выехали из Хорога, где шли бои между местными жителями и правительственными войсками. В Хороге, несмотря на непрерывную стрельбу, не было страшно, потому что нужно было решать и действовать, а вот от этой истории стало не по себе. Наш гостеприимный хозяин, как и его жена, служили в милиции в Душанбе в 80-е и в начале 90-х. В тот год, о котором шла речь, в Таджикистане разгоралась гражданская война. На глазах наших хозяев заживо резали на куски их соседей, происходили другие зверства. У семьи только-только родились дети - тройняшки, и жена укрывалась с ними в подвале. Муж пытался исполнять служебные обязанности, хотя защитить кого-либо у него уже не было возможности. В тот день он сопровождал русского офицера. Офицер спешил в детский садик, где у него была дочка. В детском саду двух мужчин встретила мёртвая тишина. Всё было разгромлено, залито кровью. В очередной комнате, куда они вошли, оказалось то, чего нельзя передать словами. Под потолком на верёвках были повешены тела убитых детей. В те дни таджикские (или узбекские - кто их знает?) банды по всему городу резали русских и памирцев - не жалея никого. Невозможно себе представить, в каком состоянии офицер искал среди убитых, среди изуродованных тел свою дочь. Её не было. И вдруг мужчины услышали в тишине какой-то слабый звук. Побежали на шум. Оказалось, что одна из воспитательниц, когда бандиты ворвались в садик, успела спрятаться в подсобке и увела туда же часть детей. Они чудом остались невредимы. Среди выживших оказалась и дочь офицера. Неудивительно, что, когда в Таджикистане стало спокойнее, милиционер с женой покинули Душанбе, переселились в Мургаб. Если кто-то скажет, что эта история произошла давно, то вспомните, что убитые дети были бы сейчас сверстниками моих студентов или аспирантов.
После этой истории я, наконец, понял слова сотрудника Варзобской ботанической станции: "Наши дети войны не видели, у нас только собрали памирцев по кишлакам, отвезли в Душанбе и там расстреляли, а так - всё было спокойно".
Если считаете, что такое возможно только при межнациональной или межрелигиозной розни, тогда почитайте хоть "Историю Пугачёвского бунта", о том, как человеческое нутряное сало полезно при ревматизме. Я вот читал 20 лет назад, но до сих пор хорошо помню. И мне понятна мудрая позиция Агахана IV, поспешившего успокоить памирцев - своих единоверцев, призвавшего их сложить оружие, хотя те вроде бы боролись за свою свободу против тирана, и были безоговорочно правы.
Вы скажете, что в Киеве действуют не бандиты, как в Таджикистане, но люди, которые сражаются за справедливость и свободу. Однако для меня главное не цели восставших, а обуревающая их злость, то, что для многих из участников восстания, закидывающих "коктейлями Молотова" и булыжниками местных омоновцев, человеческая жизнь потеряла своё значение. Когда люди начинают считать, что стражи порядка недостойны жизни, что провокаторы недостойны человеческого достоинства, то это значит, что граница пройдена, и между ними и бандитами, резавшими детей в Душанбе, нет существенной разницы. По меньшей мере, это означает, что обе противоборствующие стороны в Киеве не отличаются друг от друга, и странно было бы кого-то из них безоговорочно поддерживать.
Всё это моё личное мнение. Никому его не навязываю. Пишу исключительно как обоснование моей позиции.
А Янукович - дурак и свинтус, что уж тут спорить...
Таджикистан,
потому,
память