Времени нет на написание очерков по камышевкам, поэтому я выбрал птицу, про которую очень мало информации. Не ожидал, однако, что потрачу на этот очерк двое суток: специально про этот вид никто не писал, пришлось буквально выцарапывать сведения из доступных источников (список литературы включает примерно треть из того, что мне удалось просмотреть).
II. Камышевка Ямасины: жизнь на вулкане
Камышевка Ямасины (Acrocephalus yamashinae) - внешне непримечательная птичка, жившая недавно на острове Паган (Северные Марианские острова). Взрослые птицы были тёмными оливково-коричневыми сверху, бледно-коричневыми снизу, с хорошо выраженной светлой «бровью», тёмной полосой через глаз, серовато-коричневыми щеками… Обычный камышевочий облик. В длину птицы были около 17 сантиметров. Самцы и самки незначительно отличались по размерам: длина крыла самцов составляла 75-80 мм, самок - 73-77 мм, длина хвоста самцов - 65-70 мм, самок - 60-67 мм. Хвост слабо закруглённый, не ступенчатый. Примечательной особенностью камышевок Ямасины был клюв, по форме и относительным размерам напоминавший клюв материковых форм (например, дроздовидной камышевки (Acrocephalus arundinaceus)), а не островных (у которых клюв зачастую заметно удлинён). Длина клюва (от границы лобного оперения) и у самцов, и у самок составляла 20-22 мм. Весили птицы 24-28 г. Своё имя камышевка получила в честь японского орнитолога Ёсимаро Ямасины (1900-1989).
Паган принадлежит к северным островам Марианского архипелага, он представляет собой два соседних вулкана, возвышающихся над океаном до 570 метров, соединённых между собой узкой перемычкой. Оба вулкана - действующие, каждые 50-60 лет на острове происходят извержения. Южная часть острова более гористая, склоны северной горы (вулкан Паган) более пологие, ранее у её подножья находились участки, густо покрытые влаголюбивыми травами и кустарниками. На западном склоне вулкана находится озеро Санхалом, питаемое горячими ключами, его площадь в середине XX века составляла 17 га. Другое озеро - Санхиён, с солёной водой, размером 16 га, представляет собой лагуну, недавно отделившуюся от океана. Вода в обоих озёрах практически непригодна для питья.
До появления на острове человека он был покрыт тропическими лесами, остатки которых можно найти и сегодня.
Там обитают несколько видов птиц, в том числе певчие: медосос огненная мизомела (Myzomela rubratra) и скворец микронезийский аплонис (Aplonis opaca), а также один вид голубей (Gallicolumbra xanthonura), один вид зимородков (Todiramphus chloris) и один вид сорных кур (Megapodius laperouse laperouse). По данным учётов, впервые проведённых на Пагане только в последние годы, лесные птицы могут встречаться в значительном количестве: микронезийский аплонис достигал плотности около шести птиц на гектар, огненная мизомела - трёх птиц на гектар. Неудивительно, что камышевки, заселившие остров, не смогли составить конкуренцию другим лесным птицам, и вынуждены были довольствоваться обитанием в зарослях влаголюбивой растительности у подножья и на склонах вулкана Паган, на северной части острова. Камышевки, населяющие прочие океанические острова, и нередко успешно сосуществующие с другими певчими птицами, обладают длинным клювом, позволяющим им использовать больший спектр кормовых ресурсов, по сравнению с их материковыми сородичами. Камышевка Ямасины была лишена такого важного приспособления.
Достоверных фактов из жизни камышевки Ямасины известно немного. Коллекторы, посещавшие остров, по-видимому, находили этих птиц только в северной его части. Французский натуралист и путешественник Антуан-Альфред Марш (1844-1898) посетил Паган в 1887 году. С 29 ноября по 1 декабря он коллектировал птиц в северной части острова, в это время и были собраны семь самцов и три самки камышевки, затем Марш обследовал и южную часть Пагана, где не добывал камышевок. Марш опубликовал описание своей поездки, но про птиц острова Паган он написал только, что их численность, после прошедшего там незадолго до его приезда сильного тайфуна, была относительно низкой. В 1931 году Паган посетил японский коллектор, 15-16 февраля он добыл там большую серию камышевок: тринадцать самцов и шесть самок; в том же году, на основании этих птиц, камышевка Ямасины была описана в качестве нового вида. Осушение болот, проведённое в период японской колонизации острова (1914-1945 гг.), вероятно, уменьшило площадь местообитаний, пригодных для гнездования камышевки, и, несомненно, привело к сокращению её кормовой базы. Изначальные биотопические предпочтения камышевки Ямасины неизвестны. К середине XX века эти птицы жили только в прибрежных зарослях озера Санхалом, расположенного на склоне вулкана. Гнездились ли они когда-либо на озере Санхиём - неизвестно (хотя, по данным, имеющимся в литературе, А.-А. Марш собрал серию камышевок в последних числах ноября, когда он обследовал прибрежные равнины, а не 1 декабря, во время экскурсии на озеро Санхалом). В то же время, на обоих озёрах жила местная популяция водяной курочки - марианской камышницы (Gallinula chloropus guami). На озере Санхалом птицы обитали в мангровых папоротниках (Acrostichum aureum), образовывавших густые заросли, окаймлявшие озеро. Эти растения, широко распространённые в тропиках, могут достигать четырёх метров в высоту.
Планомерное уничтожение влаголюбивой растительности, происходившее на острове в XX веке, привело к тому, что уже к 1971 году осталось не более одного процента от прежней прибрежной растительности, покрывавшей берега озёр. Окружающие равнины были превращены в пастбища, посадки кокосовых пальм и казуарин. Последние встречи с камышевками Ямасины приходятся на 1960-е годы, причём наблюдали их только местные жители. По-видимому, учёным во второй половине XX века эта птица вовсе не попадалась. В 1971 году на озёрах ещё наблюдали единичных особей водяной курочки.
Окончательную точку в истории околоводных птиц Пагана поставило мощное извержение вулкана, произошедшее 15 мая 1981 года. Лава и пепел уничтожили всю растительность на берегах озера Санхалом. Люди в спешке покинули остров, побросав имущество и домашний скот. Животные разбрелись по острову, если раньше и существовал какой-то контроль за ними, то после 1981 года коровы, козы и свиньи превратили большую часть северной половины острова, не покрытую лавой, в вытоптанную лужайку. Поиски камышевок и водяных курочек, неоднократно проводившиеся с начала 1980-х годов и до настоящего времени, не дали положительных результатов. Мало того, на острове совершенно исчезли и мангровые папоротники, дававшие этим птицам последний приют.
В отсутствие сведений об образе жизни камышевки Ямасины вся литература о ней до последнего времени ограничивалась таксономическими работами. Разные авторы сближали её с каролинской камышевкой (Acrocephalus syrinx), обитаюшей на одноимённых островах, с соловьиной камышевкой (Acrocephalus luscinia), населявшей Гуам (и, как считали старые авторы, другие острова Марианского архипелага), либо выделяли в отдельный вид. Только молекулярно-генетический анализ ДНК экземпляров, сохранившихся в музейных коллекциях, позволил получить новые сведения об этой птице, и - совершенно неожиданные.
Выяснилось, что камышевки Ямасины не имеют ближайших родственников среди камышевок, живущих на других островах Марианского архипелага, а также на расположенных к югу от них Каролинских островах. Камышевки с острова Паган принадлежали к особой линии тихоокеанских камышевок, представители которой до настоящего времени живут на острове Науру (Acrocephalus rehsei), островах Лайн (Acrocephalus aequinoctialis) и Южных Маркизских островах (Acrocephalus mendanae). Дивергенция видов внутри этой ветви камышевок произошла относительно недавно, по сравнению со временем разделения других форм, в историческое время обитавших на островах Тихого океана, и приходится на конец Плейстоцена. Птицы расселялись не с материка на острова, но с острова на остров, в период, когда увеличившаяся площадь многих островов (в результате понижения уровня Мирового океана) и наличие попутных ветров способствовали успешному расселению наземных птиц в Тихоокеанском регионе. Оценка времени разделения видов по степени различий, накопившихся в структуре ДНК с начала их независимой эволюции, не позволяет определить, когда именно камышевки попали на Паган. В любом случае, длительность существования камышевки Ямасины не могла превышать геологического возраста этого острова (один миллион лет), и была заведомо больше 70 тысяч лет. Это уникальный случай, когда камышевки заселили относительно молодой остров: другие виды этой группы попадали на острова спустя несколько миллионов лет после их появления над поверхностью океана.
Молекулярно-генетические исследования, показавшие, что камышевки, населявшие Паган, не являются ближайшими родственниками птиц, населяющих другие острова Марианского архипелага, поставили под сомнения план заселения острова камышевками, отловленными в пределах этой островной гряды. Впрочем, в настоящее время на острове отсутствуют условия для обитания околоводных птиц. Попытки уничтожить наполовину одичавший скот, выедающий прибрежные заросли, натолкнулись на противодействие бывших местных жителей, сумевших отстоять в суде своё право на этих животных (несмотря на то, что, после эвакуации в 1981 году, на острове запрещены постоянные людские поселения). Озёра пытались обнести оградой, по которой шёл электрический ток, но без надлежащего ухода ограда скоро вышла из строя. Несмотря на то, что Марианские острова являются протекторатом Соединённых Штатов, учёные вынуждены только наблюдать, как коровы и козы подбираются к последним остаткам дикой растительности на Пагане.
Литература
Baker R.H. 1951. The Avifauna of Micronesia // Univerity of Kansas Publications. Museum of Natural History. Vol. 3. P. 1-358.
Cibois A., Beadell J.S., Graves G.R., Pasquet E., Slikas B., Sonsthagen S.A., Thibault J.-C. & Fleischer R.C. 2011. Charting the course of reed-warblers across the Pacific islands // Journal of Biogeography. Vol. 38. P. 1363-1975.
Engbring J., Pratt H.D. 1985. Endangered birds in Micronesia: Their history, status, and future prospects // S.A. Temple (ed.), Bird Conservation 2. - Madison: Univ. Wisconsin Press. P. 71-105.
Evenhuis N.L., Eldredge L.G., Arakaki K.T., Oishi D., Garcia J.N. & Haines W.P. 2010. Terrestrial Arthropod Surveys on Pagan Island, Northern Marianas. - Honolulu: U.S. Fish and Wildlife Service, Pacific Islands Fish and Wildlife Office. 71 p.
Kennerley P. & Pearson D. 2010. Reed and Bush Warblers. - London: Christopher Helm. 712 p.
Kessler C.C. 2011. Status of Feral Ungulates on Pagan Island, Commonwealth of the Northern Mariana Islands: Marianas Expedition Wildlife Surveys 2010. - Honolulu: U.S. Fish and Wildlife Service, Pacific Islands Fish and Wildlife Office. 14 p.
Marchall A.P. & Amidon F.A. 2010. Status of the Land and Wetland Avifauna of Pagan, Mariana Islands. - Honolulu: U.S. Fish and Wildlife Service, Pacific Islands Fish and Wildlife Office. 30 p.
Marche A. 1891. Rapport général sur une mission aux îles Mariannes // Nouvelles Archives des Mission Scientifiques et Litteraires. Vol. 1. P. 241-280.
Oustalet M.E. 1895. Les mammifères et les oiseaux des îles Mariannes // Nouvelles Archives de le Muséum d’Historie Naturelle, Paris. Ser. 3. Vol. 7. P. 141-228.
Pratt L.W. 2011. Vegetation Assessment of Forests of Pagan Island, Commonwealth of the Mariana Islands. - Hilo: University of Hawai’i. 73 p.
Reichel J.D., Wiles G.J., Glass Ph.O. 1992. Island extinctions: The case of the endangered Nightingale Reed-Warbler // Wilson Bulletin. Vol. 104 (1): 44-54.
Saitoh T., Cibois A., Kobayashi S., Pasquet E. & Thibault J.-C. 2012. The complex systematics of the Acrocephalus of the Mariana Islands, western Pacific // Emu. Vol. 112. P. 334-349.
Seale A. 1901. Report of a Mission to Guam. Part. I. - Avifauna // Occasional Papers of the Bernice Pauahi Bishop Museum of Polynesian Ethnology and Natural History. Vol. 1 (3). P. 17-60.
Stinson D.W., Ritter M.W., Reichel J.D. 1991. The Mariana Common Moorhen: Decline of an island endemic // The Condor. Vol. 93 (1): 38-43.
Specimen Database of Yamashina Institute for Ornithology //
http://decochan.net/U.S. Fish and Wildlife Service. 1998. Recovery Plan for the Nightingale Reed-Warbler (Acrocephalus luscinia). - Portland (Oregon). 62 p.