В какие места планируют свои экспедиции отечественные биологи? Очевидно туда где, как говорится, присутствуют «белые пятна» в области их исследований, и туда, куда хватит денег долететь на самолете и обустроить небольшую лабораторию. В наше время вопрос денег возможно поважнее «белых пятен». Летом 2013 г. все удачно сошлось. Фауна микроартропод, частью которой являются коллемболы (объект изучения Толи) крайнего северо-востока Азии является почти сплошным «белым пятном» на карте Арктики. И денег хватило долететь большим самолетом до г. Анадыря и самолетом поменьше до пос. Лаврентия.
Причем, хвала якутским авиалиниям, которые предоставляют скидку биологам-пенсионерам. Но парадокс, на мой взгляд, все же есть в том, что стоимость полета от Москвы до столицы Чукотского края Анадыря (6.5тыс. км.) в 2 раза меньше, чем стоимость полета от Анадыря до пос. Лаврентия (500 км.).
Поскольку Анадырь стоит на гористом мысу залива, то аэропорт находится на другом берегу в поселке Угольные копи.
Остатки вертолетного парка СССР.
Но как быть с лабораторией? Как мы еще помним, в советское время государство обеспечивало науку всем необходимым, теперь оно оплачивает исключительно зарплату и коммунальные услуги института, остальное все оплачивается из денег гранта, которые вам повезло получить (а могли бы и не получить). Но, даже грантовские деньги товарищи биологи могут тратить только по определенным правилам, например, за гостиницу 500 р. в сутки, а в Лаврентия это удовольствие стоит 700 р., снять домик невозможно, так как нельзя платить наличными. А звери коллемболы могут бежать из проб только при сухом воздухе, т.е. на севере это должно быть обязательно отапливаемое помещение, сами ученые готовы спать и в палатках. Ситуацию спасла тетя Романа Абрамовича, которая договорилась с администрацией поселка, и московских биологов разместили в местном интернате, комнаты которого пустовали в связи с летним периодом, и даже прикрепили их к его столовой.
В этом же интернате жили люди, которые возвращались из отпусков с юга и ждали в Лаврентия вертолетов, которые довезут их до родных дальних поселков. Например, одна женщина с детьми ждала такой рейс три! недели, питались они в столовой бесплатно. Столько же времени ждал свой вертолет единственный доктор другого дальнего поселка, понятно, что эти же три недели этого доктора ждал поселок в 600 человек и больница с дорогим оборудованием.
В настоящее время Лаврентия - современный благоустроенный посёлок. Он находится на берегу одноимённого залива, название заливу дал в 1778 г. Джеймс Кук. По церковному календарю, когда его судно вошло в залив, был день святого Лаврентия. Впоследствии залив посещали капитан Кларк в 1779 г., Сарычев и Биллингс в 1791 г., Коцебу в 1817 г., Литке в 1828 г. В настоящее время из названий залива слово «святого» потерялось.
Брошенное имущество воинской части - обычная картина современных северных поселков.
Наконец-то все устроились, и началась работа.
Еще в середине XVIII столетия известный исследователь Сибири и участник II Камчатской экспедиции Российской Академии наук Степан Петрович Крашенинников писал, что сходство северо-западной окраины Америки и северо-восточной оконечности Евразии «не без причин» позволяет «заключить бывшее между сими землями соединение, особливо в тех местах, где нос Чукотский…». Гипотеза о сухопутном «мосте», соединявшем Старый и Новый Свет в районе Берингова моря, была весьма популярна среди биогеографов и в XIX веке. Сам термин связан с именем немецкого зоолога В. Кобельта, который в своей монографии «Географическое распределение животных в холодном и умеренном поясах Северного полушария» назвал этот (в то время гипотетический) сухопутный «мост» Берингией. В отличие от большинства подобных построений, предлагавшихся на ранних этапах развития биогеографии для объяснения особенностей современного распространения животных и растений на разных материках, гипотеза «берингийского моста» не только не была отвергнута, но и получила достаточно весомое подтверждение современными данными. В настоящее время реальность существования берингийской суши в кайнозое (причем не в виде узкого «моста», а как обширной страны с выраженной природной зональностью) общепризнана как в нашей стране, так и за рубежом.
В рамках данной экспедиции ученых интересовала не сама история данного региона, а то вероятное влияние, которое могло оказать длительное существование этой обширной северной территории, соединяющей северные части Азии и Америки, к тому же не подвергавшейся обширным оледенениям, на формирование фауны Арктики. Гипотезы происхождения арктической фауны во многом противоречивы, но все они в качестве ключевой территории рассматривают Берингию.
Суслики. Местные жители называют их евражками.
Лапы у тихоокеанского тупика (ипатки) красно-оранжевого или красного цвета. На пальцах острые когти. Между пальцами - перепонки.Тихоокеанские тупики гнездятся на северном побережье Тихого океана. Живут в колониях, откладывают одно яйцо, которое высиживают и самец, и самка.Питаются рыбой, зоопланктоном.
Колонии обычно смешанные, здесь мы видим еще баклана.
Один из самых крупных местных пауков из семейства пауков-волков.
В 27 км от Лаврентия по единственной здесь дороге, соединяющей Лаврентий с национальным поселком Лорино, находится одно из месторождений минеральных теплоэнергетических вод - Лоринские ключи. Лоринские термоминеральные источники имеют уникальную термофильную растительность (температура воды 60-85 градусов, минерализация около 3,6 г/л).
«Берингия» - такое название носит на Чукотке и фестиваль морских охотников. Во время праздника проводится парусно-весельная регата. Чукчи научились изготавливать легкие, переносимые вручную, прочные, устойчивые на воде лодки - байдары. До сих пор, спустя столетия, чукотские умельцы делают байдары без единого гвоздя, клея и других современных технических средств. Кожаная байдара, каркас которой изготавливался из дерева и затем обтягивался выделанной шкурой моржа, был основным видом морского транспорта для охоты на морского зверя - моржей и китов. При охоте на морских животных во льдах преимущество байдары очевидно. Команда из трех-четырех человек легко затащит байдару на льдину, чтобы преодолеть ледяной затор, чего не сделаешь при использовании тяжелых деревянных вельботов и металлических лодок.
Летний праздник морзверобоев сопровождается эскимосскими и чукотскими танцами. К слову, на Чукотке проживают около 60 национальностей, в том числе представители 16 коренных малочисленных народов Севера - чукчи, эскимосы, эвены, коряки, чуванцы, юкагиры, эвенки, ненцы, ламуты и другие. Преобладают браки приезжих мужчин с женщинами коренного населения, значительно реже браки между мужчинами коренного населения и славянскими женщинами.
К этому дни приурочен и «Праздник Кита». Добыча морского исполина была самым важным событием, она определяла жизнь всего поселка на весь следующий год. По обычаю все селение встречало байдару с гонцами, принесшими весть о добытом ките и скорой встрече с отважными охотниками. Гонцов встречал старейшина и приглашал их к ритуальному костру. Во время угощения охотники рассказывали, как прошла охота, чья байдара первой загарпунила кита. Когда появлялась байдара с загарпуненным китом, раздавались радостные возгласы встречающих. Охотники совершали обряд вырезания тонких пластин кожи и подношения их мальчикам селения, чтобы те в будущем стали такими же славными зверобоями.
Как говорится, детям до 16 лет смотреть не рекомендуется.