«То, что патриарх Московский Кирилл узаконивает жестокую войну в Украине по псевдорелигиозным мотивам, - это ересь». Так недавно заявил кардинал Курт Кох. Это следует давно признать. Но есть одно но. Эта ложь охватила всю РПЦ очень давно. Причем все «вершины православного богословия», которые захватывают некоторых католиков и протестантов, по сути являются ересью, а точнее псевдо-богословской спекуляцией. Это и есть «теология русского мира», лже-теология оправдания путинизма и их преступлений. В основе этой доктрины находится идеалистическая концепция «соборности» Алексия Хомякова, хваленая многими «интеллигентами», не знающими религиоведения, заимствованная из немецкой (протестантской, если кто-то забыл) теологии XIX в.
В частности, в ней есть спекуляции с понятием «catholikos» (всемирный вообще-то) в значении «демократический»; именно они были заимствованы Хомяковым у немецкого теолога-идеалиста Иоганна Мелера, который формально был католиком, но теология его - совершенно лютеранской. Но таков был и патриарх цареградский Кирилл Лукарис, который формально был православным, а реально - кальвинистом. Итак, раскроем их ведущие положения: 1) Критика Хомякова западного христианства основана на выборочном и спекулятивном манипулировании фактами, описание идеи соборности совершено в том же стиле. 2) «Идеология русского мира», наделяющая русскую политическую нацию непогрешимостью и мессианством, берет свое начало именно в конфессиональном эксклюзивизме русского православия, в котором перенос сверхъестественной безошибочности Церкви трансформировался в сверхъестественную непогрешимость всего народа. Который позже (в ХХ веке) соперсонифицировался с российской политической нацией, выразителем которой считается государственная власть. Конечно, эти идеи в русском православии были и до Хомякова, но именно Хомяков их внятно и аргументированно описал. В созданной им модели объективная реальность подменена идеальной гипотетической. Вернее, двумя фантазийными моделями. Хомяковым брались отдельные проявления элементов прямой демократии в общественной жизни крестьян Российской империи (что касается богословия отношения не имеет вовсе, разве только к политологии), и на этих фактах моделировалась гипотетическая модель «соборности» и модель того, что в дальнейшем назовут «русская православная» "цивилизация", а еще позже "русский мир". Разработанная им фантастическая модель "русского православия" уже не имеет никакого отношения к реальности. Не более чем икона XV века к фотографии. Затем, во вторую очередь, моделировалась не менее фантастическая модель «западного христианства», для чего брались отдельные негативные факты и тенденции реальной жизни католиков и протестантов в Европе. Близка к реальности не более чем злая карикатура к фотографии. И в сравнении этих двух моделей «иконы» и «карикатуры» делался совершенно ложный вывод о каком-то мистическом превосходстве всего «русского - православного» над западной «ересью злобесовой». Эта концепция мистического превосходства хорошо ложилась на примитивный конфессиональный эксклюзивизм («спасение только у нас»), свойственный русскому православию, и легко расширяется на все российское государство, где «все наше - хорошо», все «их плохо» часто было основой политики РФ Не трудно рассмотреть, что эта модель полностью лишена элементарной интеллектуальной честности. Сравнение двух спекулятивных моделей, честным быть не может априори. В дальнейшем эта концепция «особого русского мессианства» специально подчеркивалась и усиливалась. Когда на место религиозных философов пришли доморощенные теологи РПЦ из боя коммунистических агитаторов. Например, очень известные и популярные лже-теологи типа А.И.Осипова и попа Максима Козлова (настоятеля церкви святой Татьяны при МГУ, храма, где Вл. Соловьев встретил впервые Софию-Премудрость) уже открыто не брезгуют прямой ложью и клеветой. И даже Кураев открыто занимался такими фальсификациями, точнее переписывал их у истериков Серебряного века (явно непрофессиональных теологов) типа Митрофана Лодиженского и Дмитрия Мережковского. Итак, «богословы» нового русского поколения видели смысл теологии в общем доказывании исходного мега-тезиса (тот же, что якобы «все наше хорошо, все их плохо»). И при этом они лицемерно «вели диалог» с «инославными» (то есть католиками и протестантами) ради банальной цели выманить денег из католических и протестантских фондов. От себя замечу, что никакой диалог с «богословами» РПЦ МП имени Сталина не имеет смысла, поскольку в основе их требований ультиматум признавать их фантастическую картину мира как единственно верную, а их идеализированный взгляд на РПЦ МП, соответствующий действительности. Почему собственно никто из них никогда не согласится на публичную дискуссию с российским католиком или с российским протестантом.
Они-то, русские западные христиане (католики и протестанты) знают, что за блестящим фантиком фантазий «богословов» скрывается вульгарный суррогат в виде жестко авторитарной РПЦ имени Сталина. Следовательно, эти «богословы» от РПЦ всегда заранее готовы во что бы то ни стало обвинить российских католиков и протестантов.
Результатом нашего времени стала низкоинтеллектуальная, но очень эффективная пропаганда; их спекуляции формируют ставший популярным контент ненависти и вражды у спикеров РПЦ типа, попа Ткачева и рас-попа Охлобыстина (а других подобных им давно уже нет числа). "Почаевские листки" и т.д. выносятся к этой же «парадигме». Именно эта идеология злобы и ненависти со своим сектантским новоязом и ложится в основу идеологии путинизма. Именно поэтому давно пора признать, что РПЦ МП имени Сталина - вне Христианства. Перед нами неоязыческая, империалистическая религия преимущества политической нации русских и ненависти к остальному миру.
Теоретически и практически в недрах РПЦ обязательно должны быть и актуальные и нормальные христиане. Благодать средств спасения (св. Писания, Предания, Таинства) может действовать вопреки учительству еретиков.
Следует отметить, что мировое (точнее сказать католическое, все остальное - это копи-паст с купюрами) богословие утверждает, благодать таинств крещения и брака действует у еретиков вопреки ереси, а не благодаря. И так, крещения и браки, совершенные как в лютеранской церкви, так и в Православной Католической церкви признаются. Господь не связан своими таинствами. Утверждать обратное означает отказать Ему в том, что Он Вседержитель, то есть ересь против первой же строки Символа Веры.
Приведу цитату из одного из вероучительных документов РКЦ: «А кто без вины своей не знает Евангелия Христова и Его Церкви, но все же ищет Бога искренним сердцем и под влиянием Его благодати стремится выполнять своими делами Его волю, познаваемую благодаря голосу совести, те могут подражать вечному спасению». Но в РФ мне пока встречались лишь отдельные люди. Никаких общин таких христиан. Более того, если вдруг христиане внутри РПЦ создают некоторые структуры, не основанные на идеологии злобы к остальному миру, то иерархия РПЦ предпринимает все усилия по их разрушению или как минимум дискредитации.
А мейнстрим там совсем другой. Как-то давно я заметил, что антиваксерство и конфессиональный эксклюзивизм - непременные соседи. Иногда еще в одном пакете с ними идут малоземельный креационизм (сказки, не имеющие библейского и богословско-научного обоснования, что на Земле не более 7600 лет) и вера в плоскую землю. Это все там получило широкое распространение.
При этом российское общество всегда обесценило и маргинализировало опыт меньшинств. Религиозных в том числе. Мало кто знает, что секта «жидовство» из Москвы и Новгорода XV века сохранилась до ХХ века, и полностью исчезла (частью влилась в «свидетели Иеговы», частью в иудаизм) только в 90-е гг. ХХ в.
Но вернемся к тому морально-психологическому (не хочу злоупотреблять словом «духовность», предпочитаю выражаться точнее) мейнстриму среди монахов и мирян РПЦ МП имени Сталина. У них нет прямых текстов, их концепции нужно искать в популярной среди них литературе. Де-факто программным произведением этого течения является «Несвятые святые» Тихона Шевкунова (на мой взгляд, самая мерзкая антихристианская книга). Если речь пойдет о других сборниках апокрифов, то следует привести их сразу целым списком: «Дивиевские предания»; «Старицы/матушки земли Российской»; многократно переиздана энциклопедия апокрифов "Россия перед вторым наступлением"; собрание сочинений Сергея Нилуса и т.д. Где факто у мейнстрима есть и свои гуру (с культом личности само собой). Тот же Сергей Романов, или «старец» Наум из Должности Сергия. Но "теологии" как единой системы там нет.
Иными словами, популярной литературы этого мейнстрима вполне достаточно. То есть письменные источники есть. Там герменевтика любых текстов крайне экзотическая. А если серьезно, то нужно собрать корпус текстов, показывающий, что это течение вообще де-факто вне Христианства.
Но это должно быть подлинное религиоведческое исследование. А сейчас раскроем основные моменты. Мейнстрим РПЦ МП имеет свою религиозно-философскую антропологию и соответствующую сотериологию («учение о спасении души»). Она такова. Раскроем все по пунктам:
1) Человек - полное ничтожество, червь, тлен и прах. Поэтому важна духовная задача осознать свою ничтожность и бренность. Не интеллектуально это признать, а именно принять это как свое эго.
2) Воля человека направлена
только на зло и любое действие человека - греховное. Даже добрая. Любая инициативность - зло и грех. Избегнуть зла можно только выполняя приказы духовных лидеров (гуру) - послушание.
3) Личность человека - зло. С помощью различных практик, рекомендуется стремиться к деперсонализации.
4) Телесность человека - зло само по себе. Поэтому даже бытовой уход за телом, мойка и т.д. (не говоря об интиме в венчаном браке) почти грех. Чем еда хуже, тем лучше.
5) Интеллект - зло. («умные мудрые с дьяволом»; «размышление ведет к осуждению»). Размышлять над приказами старших - особенно тяжкий грех.
В результате идеальный человек должен являться обезличенным элементом системы функционирования монастырской общине.
Отметим, пожалуй, самое актуальное. Из этой схемы выпадает все, что описывается словом "начальство". Любое начальство автоматически приобретает непогрешимость, на которую не смогли претендовать все римские понтифики, начиная с апостола Петра. Ну и чем начальство выше, тем непогрешимее. Конечно, эта концепция из монашества экстраполируется ее носителями на весь мир и на все общество.
Де-факто эта «философская антропология» лежит в основе советского и постсоветского мировоззрения лиц у власти. Где отношения государства и человека должны строиться вроде отношений Рамси Болтона и лорда Грейджоя из «Игры престолов». С помощью пыток и пыток Рамси Болтон с Грейджой сделал существо по прозвищу «Смердючка» в другом переводе, не мыслившем своего существования без Хозяина. Вот по мнению государственников, государство - это «Хозяин», а гражданин-«вонючка».
Возможны, хоть и натянутые типологические параллели. Что-то здесь похоже на кальвинизм, на манихейство, если быть точным. На него тоже в плане нелюбви к телесному. На кальвинизм - что воля человека всегда ко злу. Хотя кальвинизм несколько иной - там обусловленный спасением все «хорошо» делает, а проклятый (обреченный на адские муки) плохо. Но здесь, точнее будет параллель не с лютеранством и не с кальвинизмом, а скорее с катарством (разновидностью гностиизма). Потому что есть категория «совершенных» («катарские перфекты»), на которые эта порча воли не распространяется. Собственно, это всевозможные «старцы» и «старицы», отдающие от Святого Духа благословения - повеления.
Важно, на что нужно обратить внимание. Там Бог - не личность, а нечто вроде генератора благотворной радиации, которую можно накапливать мистическими практиками, а также она аккумулируется в иконах и мощах. Это манихейская ересь в ее новой русской реинкарнации.
Трудность выделения «теологии» в мейнстриме РПЦ имени Сталина в том, что формально они не отделяются от Православных церквей и декларируют верность православной догматике, но… есть огромное «но». Они считают, что их вероучение есть вероучение всех православных церквей вместе взятых. А кто считает иначе, тот еретик, модернист, масон и т.д. Поэтому все более или менее солидные богословы православных церквей записываются представителями этого течения в «еретики» и (или) «масоны».
При отрицании ценности интеллекта, систематизировать свою «теологию» они не считают нужным. Поэтому их «теологию» приходится реконструировать из практик, руководителей и лозунгов. Лозунги обычно приписываются «старцам», но чаще всего это псевдоэпиграф. Приведу кучу их афоризмов списком: где просто - там ангелов сто, а где мудрено - там ни одного; «и бес мудры, а Бог их осудит» (вариант, «не любит»); «послушание более посту и молитве»; «кто (не) любит молиться, для ада годится»; «пост - высокое искусство толстой кишкой тонко небо ощущать»; «космонавты на ракетах в космос летят и Бога не видят, а наши старцы на грибах (вариант - «на морковках») до Бога долетают». И т.д.
Теперь, как водится, рассмотрим все схоластически, то есть снова по пунктам.
1. Ключевая категория - «благодать» понимается как божественная энергия, которая носит вполне материальный характер. Ее можно аккумулировать в конкретных иконах и реликвиях. Она очень неустойчива. Из храма ее может выгнать женщина с «критическими днями», забежавшая в церковь кот или собак и т. д. В богослужении нужно участвовать, чтобы «получать благодать».
2. Бог в их «теологии» не персоналичен. В многочисленных «посмертных видениях» важный вид источников в этой традиции, праведники в раю Бога не созерцают, лишь изредка какие-то блики божественной славы. А далее следует описание суда божества над человеком как суда с обвинительным уклоном.
3. Спасение. Достигается мистическими практиками. Для которых требуется длительное обучение у «старцев». Мастеров этих практик. При самостоятельном занятии этими практиками (самочин) грозит психиатрический диагноз. Это правда, примеров масса. Среди нового монашества конца ХХ нач - ХХІ века, с проблемами такого характера сталкивались возможно не менее 1/3. Поэтому пословица «прочтет юноша Лествицу (византийский трактат по аскетике) - попадет в дурдом», к сожалению, жестокая реальность. Поэтому самостоятельно «перебирать четки» не рекомендуется. Идеалом считается достижение «самоподвижной молитвы», когда текст молитвы Иисуса перманентно звучит в голове подвижника сам собой вне его воли. И он тут вроде и не при чем.
У них есть и ходовая поговорка «и святые едва спасаются». Спасению подлежит некоторое бесконечно малое количество людей, остальные обречены как «дрова ада». Но при этом есть возможность спастись за послушание старцам как Феодора из апокрифической книги «Мнение преподобной Феодоры» («Если и согрешишь, не бойся, старец тебя вытащит, бойся старца не послушаться»)
Есть ли у этого течения (мейстрима РПЦ МП Имени Сталина) нечто общее с кальвинизмом или лютеранством? Разве что отдельные установки. С катарством, пожалуй, больше. Но все же тоже нет. Это полностью самостоятельное течение отдельно взятой конфессии отдельно взятой страны. Очень тоскует мое хоть и слабое, но все же за Божьей милостью христианское сердце, когда приходится наблюдать, как на фоне войны в Украине, беснуются адепты теории, что Бог - не личность, а что-то вроде полезной радиации, которая подчиняется приказам Гундяева. .М.
В РФ сейчас, по сути, только две религии: коммунизм - вера в обезбоженного (и обезличенного, потому что источник персональности - наш Творец) человека, и псевдохристианство - вера в обезличенного Бога.
Церковные Ведомости ЦВ