После революции и во время войны некоторые семьи итальянских эмигрантов добровольно вернулись на родину предков.
Но кроме них было немало и насильственно перемещенных лиц: репетицией жестокой депортации стала репатриация.
В 1935 - 1939 часть этнических итальянцев, проживавших в Советском Союзе, была принудительно репатриирована в Италию по неопубликованному (по крайней мере, насколько мне известно) соглашению между правительствами Сталина и Муссолини. Были высланы все итальянцы Иркутска, большая часть итальянцев Одессы и Новороссийска, многие семьи Керчи и Мариуполя. До сих пор не понятна логика, которой руководствовались при репатриации, почему делили семьи, оставляли одних братьев и высылали других, разлучали родителей с детьми. Большинство крымских итальянцев имело двойное гражданство. У высылаемых, под вооруженным конвоем, в итальянское Посольство в Москве, а оттуда в Триест, забирали советские паспорта. У остающихся, их родных и близких, конфисковывали паспорта итальянские. Общину просто "поделили", разрезали по живому, калеча судьбы и разрушая семьи.
Репатриантам в Триесте тоже пришлось несладко: насильственно вернувшись на незнакомую родину, разлученные с близкими, нищие, не понимающие северный диалект, они далеко не сразу почувствовали себя своими на итальянской земле.
Stefania Zini e Margherita Leconte a Trieste.
В этой истории еще много белых пятен, и мы надеемся, что узнать больше помогут давние друзья нашей организации Стефания Дзини и Никита Хохлов, которые в ходе своих исследований на днях посетили семьи вернувшихся и репатриированных в Италию крымских итальянцев на Севере Италии в Фриули-Венеция-Джулия, Венето, Ломбардии и Лигурии, встретились с потомками родов Леконте, Кассанелли, Маффионэ, Веша, Паренти, Порчелли, Пергола, Ди Пинто, Эванджелиста, Фабиано.
Anna Di Pinto Fedorova e Stefania Zini.