Узкоколейные паровозы Кч4 строились с 1949 по 1951 год в Чехословакии на заводах Škoda. Это были машины, аналогичные Пт-4, Кф4, Кв4, Кп4 и ВП4. В Кч4 был применён целый ряд технических усовершенствований и изменений. Начиная с 1949 года завод Шкода в Пльзени строил паровозы заводского типа 64Lo по чертежам паровоза П24 Коломенского завода (СССР). Было изготовлено 420 паровозов, получивших обозначения Кч4-001 - Кч4-420. Ещё четыре паровоза были построены в 1952 году и имели повторные номера со 197 по 200. Из-за путаницы во взаиморасчетах с заказчиком, эти четыре машины остались в Чехословакии. Тендера для паровозов Кч4 изготавливал завод имени Готвальда в Брно.
«Механический путешественник» - один из первых в мире паровозов. Также самый известный из паровозов необычных конструкций, так как передвигался по рельсам с помощью двух механических «ног», толкающих его по пути. Спустя два века такая конструкция кажется смешной и необычной, однако стоит отметить, что тогда паровозы только появились, и у публики, да и инженеров ещё не было чёткого представления о принципе их работы. Рост цен на корма привёл к тому, что многие предприятия стали пытаться заменить лошадей на машины. Первые паровозы были созданы ещё в 1804 году Ричардом Тревитиком и использовались поначалу для развлечения публики. В 1811 году была предпринята попытка использовать паровоз для грузовой службы. Однако паровоз не смог потянуть тяжёлый состав, а стал боксовать на месте. Из-за этого даже сложилось ошибочное мнение, что паровоз с гладкими колёсами на гладких рельсах не способен реализовать достаточную силу тяги. Сам Тревитик рекомендовал применить дополнительное шипованное колесо, которое бы зацеплялось за деревянную балку, уложенную вдоль пути, тем самым приводя поезд в движение. Впоследствии было построено несколько паровозов, которые имели зубчатое движущее колесо, зацепляющееся за зубчатую рейку возле рельсов. Среди тех, кто серьёзно заинтересовался паровозами, был и английский инженер Уильям Брунтон. Он решил не использовать усложнения пути, а пойти, как ему тогда казалось правильным, по пути природы, а именно - сделать механизм, работающий по принципу лошади, то есть передвигающегося с помощью ног. 22 мая 1813 года инженер запатентовал своё изобретение (патент № 3700), а вскоре на заводах компании «Баттерли» (Дербишир), на которых работал изобретатель, был построен паровоз, который получил название «Механический путешественник». Стоимость паровоза составила всего £240. Паровоз имел две оси (4 колеса), на которые сверху опирался горизонтальный паровой котёл с рабочим давлением 40 фунтов на кв.дюйм (0,3 МПа). Сбоку находился один паровой цилиндр, который через рычажную передачу и горизонтальное зубчатое колесо приводил в движение две механические «ноги», расположенных на задней части локомотива, которые представляли собой штанги с гибкими сочленениями. Эти ноги попеременно цепляясь за путь и толкали паровоз вперёд, за что за локомотивом закрепились прозвища «Шагающий паровоз», «Паровой конь» и им подобные. Общий вес локомотива составлял около двух с половиной тонн. Данные об испытаниях паровоза довольно скудны, так, известно что он развивал скорость не более 5 км/ч. В 1814 году был построен второй, более мощный паровоз весом уже пять тонн и стоимостью £540. Этот паровоз уже водил вагонетки с известняком при строительстве Янтарного причала, что располагался на Кромфортском канале, однако владельцы стройки были ещё не довольны паровозом, так как его скорость не превышала 4,5 км/ч. Вскоре изобретатель пишет в письме знакомому редактору одного из английских журналов об опытах по повышению скорости за счёт повышения давления пара в котле. Однако эти опыты закончились трагически. 15 (31) июля 1815 года при большом стечении народа были проведены испытательные поездки при повышенном давлении, в результате которых сделанный из кованного чугуна паровой котёл взорвался, уничтожив паровоз. Также обломками были убиты на месте 16 (по другим данным 13) человек - гостей, наблюдавших за испытаниями. Данное происшествие вошло в историю как первая в мире железнодорожная катастрофа.
Паровоз Я - пассажирский паровоз типа 1-3-0, производившийся в 1896-1903 гг. для ряда российских железных дорог. Предназначался для вождения «дачных» поездов. В конце XIX века на многих российских железных дорогах начал наблюдался рост местного (пригородного) пассажирского сообщения. Это привело к повышению числа и веса пригородных (дачных) поездов. Однако применявшийся в то время тяговый подвижной состав ограничивал повышение веса поездов. Среди дорог, где наиболее остро стояла эта проблема, была и Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога, где дачные поезда обслуживались паровозами типа 1-2-0. Требовалось паровозы с более высоким сцепным весом, однако выпускавшиеся в то время паровозы Нд типа 1-3-0 для этой службы мало подходили. Причина была в том, что на паровозах Нд применялась паровая машина компаунд, при пуске которой пар сперва поступал в один цилиндр, а затем уже в следующий. Из-за этого у паровозов с такой машиной была ограничена сила тяги при трогании с места. В отличие от них, паровозы с простой машиной имели более высокую силу тяги, так как в данном случае пар поступает сразу в оба цилиндра машины. Так как для дачных поездов с их большим числом остановок ускорение при разгоне имеет высокое значение, то конструкторами было решено построить паровоз типа 1-3-0 с простой паровой машиной. Также для повышения силы тяги, было решено уменьшить диаметр движущих колёс с 1900 до 1800 мм. В 1896 году, по заказу указанной дороги, на Невском заводе был спроектирован и начал выпускаться пассажирский паровоз типа 1-3-0 с простой паровой машиной. В том же году завод поставил на дорогу первые 20 машин, которые получили обозначение серии А. Помимо Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, данные паровозы приобретали и другие дороги, в том числе: Либаво-Роменская (на ней паровозы получили первоначальное обозначение серии ПН), Полесские (серия Н), Екатерининская (серия Н), Самаро-Златоустовская (серии Ан и Ап), Закавказская (серия Бн)и Московско-Брестская (серия И). Кроме Невского завода, в 1900 году партию выпустил и Путиловский завод. Всего было выпущено 150 паровозов, которым в 1912 году присвоили обозначение серии Я, в честь первой дороги-заказчицы.
Паровоз Н - первый российский курьерский паровоз (предназначен для вождения пассажирских поездов со скоростями свыше 80 км/ч). В период с 1892 по 1912 годы на 8 паровозостроительных заводах было изготовлено свыше тысячи паровозов этой серии, что сделало паровоз Н самым массовым и распространённым пассажирским паровозом в дореволюционной России. Из 14 разновидностей паровоза Н, самыми массовыми были Нв и Нв - около 90 % выпущенных локомотивов.