И снова о французской керамике

May 26, 2011 22:03

Керамика: расцвет ремесла



От лиможского фарфора до простого фаянса, - французская культура славится редчайшими образцами керамического искусства. Вот уже двадцать лет, как керамисты организуют разного рода культурные мероприятия, цель которых - продлить жизнь этого ремесла.

Слава крупнейших французских музеев фарфора в Жиене, Севре и многих других городах зиждется на образцах традиционного искусства. Но современные керамисты предлагают новый подход к этому древнему ремеслу. В рамках многочисленных выставок и салонов они выставляют свои произведения, отражающие многогранность современного творчества.

Вот уже несколько лет, как выставок керамики становится все больше и больше, благодаря действиям многочисленных ассоциаций керамистов. Именно так в деревушке Жируссен, находящейся в регионе между Тулузой и Альби (юго-запад Франции), известном своими глинистыми почвами, две ассоциации создали Дом современной керамики (www.ceramique.com/MCCG/).

На юго-востоке страны в маленьком городке Био, знаменитом своей керамикой, в 1999 г. отрылся Дом художественных ремесел, где представлена экспозиция французской керамики с 1920 по 2000 г. Корпорация керамистов Нижнего Рейна постоянно проводит встречи художников, а в деревушке Арту, в Аквитании, африканские художники ежегодно представляют в рамках сотрудничества городов-побратимов традиционное искусство своих стран.

Распространение знаний и умений

Примечательна также оригинальная инициатива ассоциации «Больше знать о фарфоре», которая создала в 1994 г. в Берри (центр Франции) дорогу фарфора - туристический маршрут, позволяющий познакомиться с мастерскими, заводами и музеями региона. Отметим и прогулку по Лангедоку и Провансу, предназначенную для эстетов и гурманов, где лучшие рестораны сервируют свои блюда в посуде, изготовленной местными художниками.

Париж тоже не остается в стороне. Здесь проходит День керамики в квартале Сен-Сюльпис, во время которого в столицу ежегодно съезжаются восемьдесят художников, предлагая четырехдневные стажи обжига, показывая учебные и документальные фильмы и организуя выставки.

Постепенно биеннале керамического искусства также становятся во Франции заметными событиями: это касается биеннале, проходящих в Сенте, Шатору и многих других городах. Список можно длить до бесконечности, но самый известный салон проходит, без сомнения, в Валлорисе, обязанном своей славой керамике Пикассо. Следующий салон пройдет в 2002 году в замке-музее города, с 1 июля по 29 сентября. В 2002 году премия Лилиан Беттенкур, присуждаемая совместно с Фондом наследия и Sema, также будет посвящена керамическому искусству.

Трудно выделить доминирующий стиль современной керамики или говорить об определенной тенденции, поскольку каждый французский керамист разрабатывает свой собственный стиль, хоть и чувствуется общее тяготение к чистоте формы. Сильно японское влияние, и в первую очередь техника раку. Этот традиционный способ обжига, разработанный в Японии в XVI в., был предназначен для посуды, применяемой в церемонии чаепития. Способ, целью которого является поиск чистых и простых форм, состоит в том, что глину помещают в уже нагретую печь, а затем поднимают температуру до 980° С. Затем посуду резко вынимают из печи и погружают в воду. Таким образом, глазурь подвергается сильному термическому шоку, что отражается на эмали. Брутальное искусство, концепт которого включает намерение оставить следы лепки на конечном продукте, также очень популярно, как и смешение эмали разных цветов.

Столовая посуда также очень модна, особенно простых геометрических форм. Квадратные или треугольные тарелки, навеянные азиатским влиянием, часто отличаются матовыми цветами - особенно черным или белым. Они очень нравятся любителям хорошо накрытого стола, даже если белый фарфор по-прежнему пользуется почетом. Главным новшеством является прозрачная посуда, позволяющая выставить на первый план содержимое, а не содержащее.

Вкус к простым формам

Элегантная и простая линия посуды высокой гаммы Тьерри Шейру ясно обозначает новый стиль в декорировании стола, где фантазия успешно сочетается с собранностью и строгостью. Дафне Корреган работает с технике сочетания разных материалов, чаще всего обращаясь к своей любимой форме: кувшину. Она, несомненно, является наиболее ярким мастером поколения 1990-2000 гг.


Жан Жирель, брат которого Ален Жирель также является художником-керамистом, получил в 2000 г. звание мастера искусств. Он использует традиционные приемы ремесла, постоянно их обновляя, умеет найти новые рецепты обжига, обращаясь к таким необычным инструментам, как микроскоп или ступа булочника, готовит собственные смеси из материалов, которые находит в песчаных и глиняных карьерах. Более всего его интересует черная глазурь, которую он получает из вулканической лавы, создавая формы, подсказанные воображением.

Робер Дебланде, обладающий пятидесятилетним опытом керамического мастерства и сменивший тонкий парижский фарфор на глину Пюизе (регион с глинистыми почвами на севере Бургундии), также входит в число крупнейших французских керамистов, поражающих знатоков чистыми формами, выходящими из-под их рук.

Современная французская керамика, рождающая на свет произведения самых разных форм и стилей и умело сочетающая традиционное мастерство с современнейшими материалами, несомненно, находится на взлете своего развития.

Источник: http://www.ambafrance.ru
http://www.2france.ru/index.shtml?/art/remesla/53

Франция, история, керамика

Previous post Next post
Up