Головко Михаил Дмитриевич. Гончарное ремесло.

Nov 22, 2010 15:12

Отсюда,
а там отсюда: http://freedownfall.livejournal.com/19901.html
(Перепост. Человек сходил на уроки к гончару, выложил маленький отчет о наблюдениях)

Есть старая пословица - "Не боги горшки лепят". Ну что я скажу - если и не боги, то мастера уж точно. На прошлой неделе снимал гончара Головко Михаила Дмитриевича - потомственного гончара, преподавателя (к сожалению, уже в прошлом) кружка лепки и гончарства в киевском доме творчества детей и молодежи. Сейчас занимается любимым делом своей жизни дома - тут есть все, что нужно.
Я, в своем время, ходил к Михаилу Дмитриевичу на гончарство. Сам делал горшки-тарелки, хотя и кривые, до обжига они не доходили. Но все равно - такие замечательные ощущения, когда из-под твоих рук выходит что-то, что только минуту назад было бесформенной глиной... Креатив в чистом виде!
Ну а сейчас продолжим тему ремесел и людей, которые в наши дни электроники и нанотехнологии продолжают создавать что-то своими руками, как это делали наши далекие предки на протяжении многих веков.



2. Сначала глину надо замесить. Это долгий и трудоемкий процесс. Но в конце концов глина готова к использованию и из нее можно уже что-то делать. Как говорится - чтоб хорошо вымесить глину - должно сойти семь потов. На готовой глине явно видны слои от многократного складывания и разминания.


3. Потом на гончарный круг кладется маленький кусочек глины и размазывается по спирали тонким слоем. Это чтобы все изделие крепко держалось на кругу.


4. Со словами "Боже, помоги!" заготовка будущего кувшина или тарелки - глиняный комок - бросается на гончарный кру. Точно по центру никогда не попадаешь, но надо стараться.


5. Потом начинается последний этап замески глины - ее сначала поднимают вверх высоким конусом, а потом этот конус опускают вниз до формы невысокого цилиндра.


6. Когда гончаруют, то руки должны быть не скованными и сильно напряженными, но тверды и уверенны. Не глина ведет руку гончара, а наоборот. У опытных мастеров это получается легко, а новичкам приходится их упирать в тело, чтобы получилась жесткая структура. Так постепенно получается готовое изделие - в данном случае высокая и большая пиала.


7. Поверхность можно обработать инструментом - для придания гладкости или, наоборот, какого-то рельефа. Работать по глине лучше всего деревянными инструментами, но если их нет под рукой - подойдет и металлический.


8. Лишняя вода вымачивается специальной губкой. Нужно сказать, что в этом деле вода - очень важный элемент, потому что руки и поверхность глины всегда должны быть немного смоченными. Если воды мало - глина начинает липнуть к рукам и при вращении будущий кувшин будет терять форму. Если воды много - то глина размякнет и станет слишком жидкой.


9. Вот и готовое изделие! Пока оно очень мягкое, поэтому его отрезают от круга (делают это проволокой, как режут сыр в магазине) и вместе с кругом ставят в сторону, пока он не подсохнет - тогда его несут в обжиг.


10. А сейчас приступаем к изготовлению чего-то нового. Чего - еще непонятно.


11. На этот раз будет вот такой горшок. В отличии от прошлой большой пиалы у него будет не гладкая поверхность, а с рельефным рисунком. Рисунок создают деревянным инструментом, чем-то похожим на чертежное лекало - для создания разных рельефов используются разные кривые. Все операции с горшком во время его изготовления производятся на вращающемся кругу. Иначе при малейшем давлении горшок сразу теряет форму - глина очень мягкая и пластичная. Чем тяжелее гончарный круг - то есть нижний барабан. который крутят ногами - тем лучше. Тогда можно дольше тянуть глину и придавать ей нужную форму без остановки на раскручивание круга. Можно поставить электрический мотор и не утруждать свои ноги - но эффект получается много худшим.


12. Горшок готов, теперь делаем миску.


13. Родовой стиль украшения своих изделий - сначала так называемые "перышки", а потом волнистый арнамент.


14. Вот работа и закончена! Теперь результаты труда сохнут, а потом обжиг.


15. Все готовые глиняные изделия обжигаются в печи, которая находится тут же рядом, в сарае во дворе. Печь электрическая, а раньше Михаил Дмитриевич все обжигал в печи на дровах - труба еще до сих пор осталась.


Вот так делают глиняные тарелки, горшки и кувшины. Еще много чего рассказывал Михаил Дмитриевич, но это уже тема отдельного долгого рассказа.

производство, Россия, керамика

Previous post Next post
Up