http://gekz.ru/history.htmlИсторическо-художественная справка
Предприятия традиционных народных художественных промыслов
Гжельский экспериментальный керамический завод
Подмосковное предприятие - Гжельский экспериментальный керамический завод, расположено в Гжели, в с. Речицы (Раменский район) - в самом центре русской народной керамики. Оно является одним из самых значительных предприятий страны, связанных с развитием традиционной керамической культуры. Распоряжение о создании завода, называвшегося с момента основания "Гжельский керамический завод "Всекохудожник", датировано 1929 годом. Однако история этого производства насчитывает более ста семидесяти лет. Территориально современное предприятие на-ходится на месте бывшего завода братьев Фартальных, основавших его в 1830 году в селе Речицы, крупнейшем и самом знаменитом селе Гжели. С самого начала этот за-вод выступал среди других заводов региона, специализировавшихся на выпуске фар-фора, как ведущее предприятие по выпуску разнообразной керамической майолико-во-фаянсовой посуды, скульптуры, изделий "под бронзу" (сорт фаянса). Вплоть до начала 10-х годов ХХ века завод сохранял хорошее качество своей глубоко традици-онной продукции. На его производственной базе, в определенной мере разоренной после революции, особенно в период политики экспроприации, и был создан завод "Всекохудожник", использовавший сохранившиеся местные людские кадры.
Еще в начале 1920-х годов завод функционировал и как учебная база, здесь на-ходились керамические мастерские ВХУТЕМАСа, где студенты проходили производ-ственную практику и даже создавали майоликовую продукцию, которая шла на экс-порт. Это был и старый дореволюционный ассортимент ("Богатыри" Б. Ланге, аптеч-ная посуда, изразцы) и новая советская тематическая скульптура. Также на террито-рии завода в 1925-26 годах работала Гжельская керамическая школа, выпускавшая мастеров-керамистов, гончаров, формовщиков и живописцев для гжельских артелей. В ней преподавал знаменитый мастер-керамист, уроженец Гжели, преподаватель Им-ператорского Строгановского училища Г.В. Монахов. Именно он стал одним из ве-дущих специалистов завода "Всекохудожник". На заводе Монахов делал вазы с кри-сталлическими и потечными глазурями, дающими разнообразные живописные эффек-ты.
В 1930-е годы завод оказался в центре работ по созданию новой традиции. Он был определен главным предприятием по изготовлению архитектурного декора, скульптуры и изделий для Дворца Советов и стал в эти годы ведущим предприятием страны, восстанавливавшим утраченную связь и лучшие керамические традиции ис-кусства России нач. ХХ века. Благодаря Монахову и приглашенному им крупнейшему отечественному искусствоведу-ученому в области народной керамики А.Б. Салтыко-ву, работавшему на заводе с 1934 года, здесь было налажены производство керамики с кристаллическими глазурями и техника восстановительного обжига. Поиски по воз-рождению майолики шли в 30-е годы уже не по старой гжельской, оборвавшейся ли-нии, а путем переноса сюда техники майоликового производства дореволюционного Строгановского училища и Абрамцевской мастерской.
Произведенная Салтыковым работа по созданию керамических облицовочных материалов, применявшихся в новой архитектуре и метро, открыла новые возможно-сти в развитии современного монументального искусства, продолжавшие традиции керамического декора, распространенные в русском искусстве с XVI века. Изучая принципы народной живописи, Салтыков возродил прием росписи "свободной ки-стью". Сочетание традиционных форм изделий гжельских мастеров, применение ши-рокой палитры цветных глазурей и народной росписи дало отличный результат. В ХХ веке здесь начало развиваться новое керамическое искусство, оформившееся к концу ХХ столетия в такую же сложившуюся традицию, как и старое искусство Гжели XVIII-XIX веков.
Немало изделий на заводе выполнила создатель современной народной гжель-ской традиции Н.И. Бессарабова (ваза "Балкончик", скульптура "Баранчик", "Го-лубь"). С конца 1950-х и в 1960-е годы важную роль в формировании лица завода сыграл А.Г. Сотников, выдающийся советский керамист. Одновременно Гжельский завод становится керамическим центром, базой для выполнения собственных автор-ских изделий художниками-профессионалами. На протяжении 70-80- х годов здесь работали почти все ведущие советские художники-керамисты. Именно эти годы за-крепили за заводом специализацию выпуска серийной авторской керамики, выпус-каемой небольшим тиражом, но все время опирающейся, при этом, на народную ос-нову, гончарство. Роспись по сухому черепку солями и ангобами сохраняла натураль-ный цвет глины и традиции гончарного производства. В гжельской майолике того времени преобладали бежевые, кремовые, коричневые, болотные и черные тона раз-ных оттенков в сочетании с зеленым, розовым, голубым и синим цветом, не считая белого цвета ангоба или эмали. В тематике гжельской майолики 60-80-х годов основ-ными были природные и сельские мотивы, характерные для искусства региона с XVIII века. Активно сотрудничавшие с предприятием московские художники М. Фаворская-Шаховская, Е. Лясс и др. считались представителями народной линии в искусстве ке-рамики. Даже высоко профессиональное творчество лауреата Государственной пре-мии А.Белашова, автора выполненного на заводе керамических рельефов для Палео-нтологического музея, имеет сильные местные гжельские корни по линии мастеров Чухляевых. Слияние профессиональной, академической линии в индивидуальном творчестве художников-профессионалов с народной, с традицией коллективного творчества мастеров было очень плодотворно у московских художников, особенно в творчестве В.Булыгиной, А.Равкина.
1990-е годы - стали новым этапом в развитии завода. Экономические измене-ния в стране позволили предприятиям с большей самостоятельностью формировать ассортимент и ориентироваться на растущий спрос на изделия традиционной стили-стики. В начале девяностых была создана заводская художественная лаборатория, со-стоящая из художников-мастеров, окончивших Гжельский техникум (колледж) и Аб-рамцевское художественное-промышленное училище, связанное с неорусской линией, дополняющей местную народную. В эти годы параллельно с уже сложившейся худо-жественной стилистикой стала развиваться местная, традиционная для гжельской майолики ХУIII - XIX веков. Эта линия стала опираться на сформировавшуюся здесь учебную школу мастерства, которая дает кадры для предприятия Худфонда. В этом качестве выступил в конце 1980-х годов Гжельский художественный колледж, учеб-ные программы которого ориентированы на освоение учащимися наследия промысла. Многие художники-мастера завода являются выпускниками именно этого колледжа - Н.В. Чекнева (главный художник), О. Иванова, Н. Масловец, А. Крумплевская, Л. Данилкина (внучка Т.С. Дунашовой), А. Семышева, М. Ескина. Именно этими худож-никами стала развиваться мало известная в художественных кругах традиция гжель-ской майолики XIX века - выпуск изразцов, всевозможных ваз и кашпо, керамики в "античном" вкусе, различных имитаций техник: под бронзу, под мрамор и проч.
Ныне на заводе продолжают работать, все более активно и творчески, потомки старых керамических династий, зачастую сильно пострадавших от раскулачивания в конце 20-х годов и утративших собственные частные производства - Монаховы, Да-нилкины, Чекневы, Бызыкины, Чухляевы, Панфиловы-Жадины, Бученковы.
Директор завода Мухин Ю.М.- потомственный керамист, прямой потомок Жадиных, правнук упомянутого выше Т.А. Жадина.
Всего в штате завода 150 человек, из них более 100 мастеров, 6 художни-ков.
Объем выпускаемой художественной продукции по линии народных художест-венных промыслов составляет 100 процентов.
Ассортимент весьма разнообразен. Традиционное направление представлено разработанными членами художественной лаборатории и художниками МСХ изде-лиями - кружки ( "Кижи", "Морская", "Пиво", "Север" А. Соболева, В. Панфилова, Е. Лукиновой), спортивные кружки, масленки ("Черепаха" М. Ескиной, "Курица-наседка", "Иволга" Н. Чекневой), шкатулки, копилки, наборы для специй, подсвечни-ки, кумганы (А. Семышевой, А. Крумплевской, Л. Ненашевой), скульптура, разнооб-разные чайники А. Равкина, сервизы, пепельницы, горшочки разнообразной формы и виды кашпо (на ножке, овальное, квадратное, круглое, кашпо-амфора, кашпо с поли-вами, "мраморная масса", кашпо с ручками и др.) т.е. ассортимент, характерен для гжельской майолики XIX века и по формам, и по используемым техникам. В конце XIX века в Гжели особенно была популярна антично-терракотовая техника. Эта тра-диция представлена выпускаемыми на манер "античных" ваз разнообразными кашпо, горшками, вазами, покрытыми черной краской внутри (автор Н.Чекнева).
Изразцы, выпускаемые на заводе - глубоко традиционная гжельская продук-ция. Хотя многое зависит от заказчика (размер плиток, параметры каминов, печей), художественно-стилистическая линия остается народная гжельская. Тематика рель-ефно-поливных изразцов (коричневых, зеленых, с люстром) также традиционно гжельская: "Птицы", "Охота", "Букет в вазе" (авторы Н..Масловец, В.Сидоров).
Таким образом, в начале XXI века в деятельности завода произошло слия-ние двух традиций - гжельской народной майолики XIX века и советской кера-мики XX века. Традиционный характер изделий в сочетании с преобладающей долей ручного труда, наличием творческих династий мастеров и историческим местом производства дает все основания считать Гжельский эксперименталь-ный керамический завод предприятием народных художественных промыслов, и одним из центров русского традиционного керамического искусства.
А это другое:
ГЖЕЛЬ (гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость - деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бохтеево, Новохаритоново, Володино, Кузяево. В настоящее время изделия производят в тридцати селах и деревнях бывших Бронницкого и Богородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район). Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь».
Впервые местность Гжель упоминается среди других в духовной грамоте Ивана Калиты, затем - во всех духовных грамотах великих князей, а Иван Грозный обозначил ее как «государеву дворцовую волость», то есть собственность двора.
Начало кустарного производства
В 17 в. крестьяне гжельских деревень и сел начали выделывать поливную посуду и игрушки. Делали в Гжели кирпич, глиняную обварную и томленую посуду с однотонным светлым черепком, а в конце того же 17 века освоили изготовление «муравленой» (т. е. покрытой зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не пропускавшей воду. О гжельских глинах было известно и в Москве. В 1663 царь Алексей Михайлович издал указ: «...во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годица к аптекарских сосудам».
Исследование гжельской глины
В 1710 Гжельская волость была приписана к Аптекарскому приказу «для дела алхимической посуды». В 1744 попытались проверить пригодность гжельских глин для производства фарфора - порцелина, как его тогда называли. В Гжель послали специальную комиссию, в которую входили Афанасий Гребенщиков, владелец керамического завода в Москве, знаток гжельских глин, и Д. И. Виноградов. Виноградов и Гребенщиков осмотрели четыре образца местных глин и взяли для опытов 2 тыс. пудов глины-песчанки и 500 пудов глины-жировки. Всю глину доставили в Петербург, где из гжельской песчанки-черноземки Виноградов получил первый образец фарфоровой массы. В 1749 Виноградов пробыл в Гжели около 8 месяцев. Он познакомил с гжельскими глинами М. В. Ломоносова, который высоко отозвался о них: «...Едва ли есть земля самая частая и без примешания где на свете... разве между глинам.., для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская или еще исетская, которой нигде не видел я белизною превосходнее». Смешав оренбургскую глину с гжельской черноземной, Виноградов получил настоящий чистый и белый порцелин.
Майоликовые изделия
В самой Гжели работало много мастеров, некоторое вpемя обучавшихся на заводе Гребенщикова в Москве. Имея большой опыт гончарного дела, получив необходимый навык у мастера, гжельские кустари, быстро освоив производство майолики, начинали изготавливать подобные изделия в своих мастерских. Они создавали нарядную посуду: квасники - декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых ножках; кумганы - подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи («напейся - не облейся»), блюда, тарелки и др., украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону. Обыкновенно в центре изображения находилась птица типа журавля, основное изображение дополняли условные деревца, кустики, иногда архитектурные сооружения.
Гжельские гончарные заводы
В 1770-е гг., наряду с кустарными мастерскими, которых было бесчисленное множество, в Гжели существовали и гончарные заводы, их было около 25. В 1775 один из заводовладельцев, С. Афанасьев, выполнил придворный заказ на посуду, что свидетельствовало о большой популярности и авторитете гжельского промысла. По отзыву на выполненный заказ, гжельская посуда - тарелки, блюдца, супницы и др. - была «... на фасон заморских самолутчей доброты».
От майолики к полуфаянсу
С конца 18 в. и до 1820-x гг. в Гжели происходит переход от майолики к полуфаянсу. Соответственно меняется и роспись изделий - от многоцветья, характерного для майолики, к одноцветной подглазурной росписи кобальтом. В это время в Гжели насчитывалось около 50 фабрик...