От Франциска I до Людовика XIV. Французская керамика XVI-XVII веков из собрания Эрмитажа
4 марта 2005 г. - 8 мая 2005 г.
Коллекция французской керамики XVI-XVII веков в Эрмитаже является крупнейшей в стране и может соперничать по своему богатству с собраниями европейских музеев.
На выставке в Синей спальне Зимнего дворца (Зал N 307) экспонируются около восьмидесяти произведений французских мастеров, представляющие наиболее важные центры керамического производства, среди которых прославленные сен-поршеры, керамика Бернара Палисси и его последователей, пластика Фонтенбло и Авона, французская майолика.
Образцами редчайшей керамики являются сен-поршеры, названные по предполагаемому месту происхождения. Они высоко ценились и являлись предметами роскоши. Эти изделия производились из тонкозернистой, почти белой глины, которую покрывали прозрачной, свинцовой глазурью. На поверхности произведений с помощью штампа выдавлен миниатюрный, не характерный для керамики орнамент в виде мореск, заполненный черной или темно-коричневой глиной. Специфика этого приема позволила предположить, что он заимствован из технологии гравировки по металлу или тиснения книжных переплетов. Известно всего около шестидесяти образцов керамики подобного типа. На выставке показано четыре изысканных сен-поршера.
Широко и разнообразно представлены работы крупнейшего французского керамиста XVI столетия, ботаника, химика и естествоиспытателя Бернара Палисси. Для своих знаменитых "сельских глин" - блюд, тарелок с живописно расположенными на них муляжами животных и растений, иллюзорно расписанных и глазурованных, художник снимал гипсовые слепки с настоящих пресмыкающихся и земноводных. После сушки и обжига мастер покрывал изделия цветными свинцовыми глазурями, состав которых он усовершенствовал. Переехав в Париж, Палисси начал создавать декоративные чаши и блюда с рельефными изображениями на мифологические сюжеты, по мотивам ренессансного гротеска и композициям, заимствованным с гравюр, воспроизводящих работы художников школы Фонтенбло.
Обширность эрмитажной коллекции произведений круга Бернара Палисси свидетельствует об исключительном интересе, который вызывали эти предметы во второй половине XIX века, когда в Эрмитаже начало формироваться собрание французской керамики. Его основная часть поступила с коллекцией А.П. Базилевского в 1885 году (именно из нее происходят наиболее яркие образцы искусства Палисси), в 1925 году составе собрания Шуваловых и из Музея Общества поощрения художеств.
Новым явлением в искусстве Франции стала так называемая авонская керамика, получившая свое развитие в первой половине XVII века. Ее производство было налажено во дворце Фонтенбло, а затем в деревне Авон. Мастерская, изготовлявшая керамические скульптуры и статуэтки покрытые прозрачной, окрашенной в массе, свинцовой глазурью, находилась при дворе Генриха IV. Наибольшую славу авонской керамике принесли изделия в стиле Палисси. По рассказам, авонские фигурки любил покупать Людовик XIII.
Влияние итальянского искусства, имевшее важное значение для развития ренессансной культуры Франции, нашло свое отражение в формировании стиля французского фаянса XVI-XVII веков. Широкое развитие получило производство майолики, завезенное во Францию итальянскими мастерами. Изготовление этого вида керамики возникло в Нарбоне, Лионе, Руане, Ниме, Монпелье и Невере. Там работали как итальянские, так и французские мастера, воспринявшие новую технику и проявившие в майолике свой вкус, представления о способах декорировки и понимание изобразительных мотивов. В стиле итальянской майолики работали Антуан Сигалон и Массео Абакен, которые смогли внести национальное своеобразие в этот новый для них вид керамики.
К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог, выпущенный издательством Государственного Эрмитажа.
Куратор выставки - старший научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа Е. Н. Иванова.
http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/04/2005/hm4_1_100.html Иллюстрации по ссылке.