Монополии в ЖКХ

Mar 06, 2012 16:55


Принципиальное новшество третьего (так называемого «антикартельного») пакета поправок в антимонопольное законодательство заключается в изменение взгляда на монополию. Если ранее монополия определялась как невозможность (или затруднительность) других производителей товаров и услуг участвовать в дележе рынка, то сейчас предлагается

смотреть на монополию глазами потребителя: монополией будет считаться невозможность (или затрудния) для покупателя товара или потребителя услуг отказаться от одного какого-то предложения в пользу другого предложения аналогичных товара или услуги.

Это положение касается каждого собственника помещений в МКД.
Отрасль ЖКХ крайне монополизирована. Подавляющее количество отношений в ней относятся к локальным разновидностям естественной монополии. На данный момент монополизм процветает не только там, где её невозможно устранить (например, такой вид услуги как централизованное теплоснабжение МКД - локальная монополия), но и там где её не дОлжно существовать. Одной из такой монополизированной сферой отношений является выбор управляющих организаций. Согласно п.4 ч.2 ст.44 ЖК в компетенцию общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме входит выбор способа управления многоквартирным домом.
В реальности дело обстоит по-иному: сторонняя управляющая организация или предприимчивые соседи, видя возможность получения дохода в данном МКД, «организуют и проводят собрание», итогом которого является появление документа, позволяющего им организовать бизнес-отношения с жителями данного МКД. Редко бывает, когда этот бизнес ведётся справедливо, на взаимовыгодных условиях. Ещё реже встречаются случаи, когда собственники создают действительно некоммерческое ТСЖ. Некоммерческое не только как форму общественного объединения, но и как не способ извлечения личных доходов руководством этого объединения. Именно потому, что в большинстве случаев власть в МКД предоставляет безграничные возможности для получения высоких доходов, за неё ведутся ожесточенные сражения. Со всеми присущими любой войне методами: многочисленными разборками в судах и на улицах, подкупом, шантажом, фальсификацией документов, угрозами, произволом. Нередко случаются и кровопролития. Короче - клоака, мафия.

Одним из способов, позволяющих собственникам отобрать наиболее цивилизованную управляющую компанию, является обязательное проведение торгов (конкурсов) среди управляющих организаций, в том случае если собрание собственников выбрало способ управление домом в виде управления управляющей организацией (это не тавтология - это юридическая терминология). Подобным образом следует поступать и в тех случаях, когда ТСЖ решило передать свои обязанности по управлению домом третьей стороне - другому ТСЖ, ООО («управляющей компании») либо объединению ТСЖ. Обращаю внимание, что согласно приведенной статье общее собрание собственников выбирают способ управления, а не собственно управляющую организацию. Аналогичное положение, обязывающее проводить конкурсы существует, но пока применяется исключительно к случаям, когда собственники за год не выбрали способ управления своим домом или не реализовали свой выбор (ч.6 ст.141, ч.4 ст.161, ч.2 ст.161.1 ЖК).

Предлагаю распространить эти положения на решения общего собрания.

По своей сути собрание является заказчиком на формирующемся и пока не совершенном рынке услуг управления МКД. А управляющие организации на этом рынке - коммерческие организации, исполнители этих заказов. Обращения последних за защитой своих прав в ФАС и в суды - дело времени.

Для таких конкурсов можно использовать уже отлаженные каналы и методы проведения муниципальных торгов. Собранию собственников (или законодателю) остаётся только сформулировать критерии определения победителей конкурсов.

выбор УО, порядок управления МКД, торги, ЖКХ, монополия, конкуренция

Previous post Next post
Up