В газете «Богатей» № 13 (438) от 3.04.2008 (
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=6&article=14042008112837&oldnumber=438) были опубликованы комментарии Писного «У нас «сверхнормативное потребление» и удавка из платежей», в частности, по взаимоотношениям ВоТГК и потребителей. Там где речь зашла о потерях ресурса на магистральных и на так называемых коммунальных сетях облдеп недоумевал: «Хочу сразу акцентировать внимание читателей - рост [объемов потребления и размера платы за ЖКУ] начался в тех домах, которые не оборудованы приборами учета. И вот тут никто из наших жилищно-коммунальных стратегов еще не почесал себе репу и не задал вопрос: а что будет, если все дома, как и положено по современным стандартам, разом установят у себя эти приборы?» и «Но в перспективе такая политика бумерангом ударит и по самим энергетикам, ведь рано или поздно все жилье будет иметь эти счетчики, и тогда что, Волжская ТГК станет банкротом? Не знаю, о чем они думают сейчас.»
Ответ очевидный и банальный появмлся в мае 2010г. Все местные информагентства сообщили о встрече 27 мая региональных властей, бизнесменов и городских коммунальщиков (например,
http://news.sarbc.ru/main/2010/05/27/100383.html,
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1378335). Этой встрече предшествовало сообщение о продажи Вексельбергом части своих саратовских активов: КЭС-холдинг избавляется от невыгодных активов («Саратовэнерго» и «Теплосети») в пользу полугосударственной «РусГидро» (
http://www.sarinform.ru/lenta/archives/news/2010/5/27/31185?PHPSESSID=pj3m0c3bnvb4mhe5kajtp2uj34 ). К таким активам, без сомнения, относилась муниципальная коммунальная собственность, которая передавалась в аренду теплоэнергетикам: тепловые сети, котельные, ТЦП. Смысл той «аренды» был простой. Местные власти, не имея ни средств ни возможностей для восстановления (реконструкции) своей собственности или хотя бы для возмещения убытков, которые появлялись у третьей стороны (у «Сарэнерго» либо у потребителей) в результате использования неисправного муниципального имущества для транспортировки ресурса, надеялись, что арендатор будет вкладывать средства в модернизацию коммунальной инфраструктуры. Взамен этому гордепы согласились не только не брать никакой арендной платы за передаваемое имущество, остаточная стоимость которого на тот момент составляла примерно 200 млн рублей, но и, наоборот, доплачивать арендатору из бюджета города. Так, например, в конце 2008 года ВоТГК затребовала 27 млн рублей на ремонт в районе 4-ой Дачной котельных и коммунальных сетей. Имущество это досталось городу после очередного банкротства одного из оборонных предприятий. Планировалось, что, возможно, со временем энергетики станут полноправными собственниками арендуемого имущества. Вот тут то и заключался грубый просчет нашей элиты. Законодатель запрещает при любых обстоятельствах «избавляться» от некоторых, имеющих особо важное значение для жизнеобеспечения города, удовлетворения потребностей населения и городского хозяйства, объектов муниципальной или государственной собственности. К ним относятся, например, горэлектротранспорт, городские системы водоснабжения и энергообеспечения, городские дороги и площади, инженерные сети и сооружения. Обладание такой собственностью каким-то частным лицом или группой лиц может причинить существенный вред обществу. Справедливости, надо сказать, что подобная практика отказа местных властей от обязанностей проводить капитальный ремонт и реконструкцию изношенных объектов ЖКХ происходила и происходит во многих городах страны. Желание минимизировать бюджетные траты местными властями можно понять, но нельзя принять. Средства экономить можно и нужно по другим статьям, а искать их - не только в карманах потребителей.
Ну, а арендатор все эти годы, очевидно, не желал вкладывать огромные средства в модернизацию. А действительно, зачем? Можно ведь просто поднять расценки и нормативы на свои услуги. Тем более, так уж получилось в нашей стране, что, каким бы маленьким не был населенный пункт, теплоснабжающая организация по отношению к данному конкретному потребителю является самым обычным монополистом.
Вообще-то, ответ Писному был ясен уже тогда. При нежелании арендатора соблюдать условия договора аренды, у собственника остаётся только два пути. Первый - обязать через суд исполнить условия договора. Это означает банкротство и переход в муниципальную собственность небогатого филиала ВоТГК - «Территориального управления по теплоснабжению в г.Саратове» (ранее именовавшегося ОАО «Тепловые Сети»). Остается второй путь - разорвать контракт и поискать другого арендатора. Но, скажите, много ли в нашем городе найдется желающих взять в безвозмездную аренду изношенное коммунальное хозяйство? Вы не ошибетесь, если ответите «Да». Ещё меньше вы ошибетесь, если добавите «Вот только будут ли они тратиться на ремонт коммунальной инфраструктуры?»
Теперь вам становится ясен смысл произошедшего 27 мая. Мы видим, что изношенность сетей и сумма, требуемая на их восстановление, за истекшие год-два выросли с 3 до 4 млрд рублей. Мы много раз слышали за последние годы, что согласно новому ЖК ни местные, ни региональные власти не имеют право оплачивать за потребителей сверхнормативное потребление. И они не оплачивали ни сверхнормативные потери (в Саратове они прятались в «корректировки»), ни экспертизу состояния городских сетей.
Предполагаю, что вновь создаваемое теплотранспортное предприятие (МУП, ГУП, или всё-таки АО?) может также оказаться неэффективным и обременительным для горожан. Не исключено, что вместо малопонятных корректировок появится новая составляющая в тарифах - транспортная, такая же непонятная. Единственное её отличие от корректировок будет то, что выставляться она будет всем - и тем, у кого нет приборов учета, и тем, у кого они есть. Такая услуга по доставке ресурса до потребителя уже присутствует во многих российских городах. В зависимости от того, какой проект будет принят губернатором к исполнению зависит и стоимость услуги теплоснабжения для значительной части горожан. С учетом того, что создаваемая теплотранспортная организация получит в хозяйственное ведение, оперативное управление или в аренду объекты городской инфраструктуры и её деятельность будет напрямую затрагивать материальные интересы жителей
Предлагаю:
1. Собрать представителей жилищных, потребительских, правозащитных объединений, исполнителей услуги, жителей многоквартирных домов и общественности для обмена мнениями, выработки плана совместных действий по защите интересов потребителей ЖКУ;
2. Предложить региональным и местным властям разъяснить общественности и инициировать обсуждение плана по выводу Саратова из кризиса теплового хозяйства города.
3. Предложить губернатору включить в состав комиссии по разработке проекта, вновь создаваемой теплотранспортной компании, общественность из правозащитников, экономистов, юристов и специалистов ЖКХ, для проведения ими экспертизы и оценки проекта, который будет представлен губернатору;
4. Предложить губернатору и главе города перед принятием решения о создании теплотранспортной компании провести публичные слушания по её форме собственности и характеру деятельности, по условиям построения взаимоотношений муниципалитета, потребителей и вновь организуемого теплотранспортного предприятия.
Дополнительный материал (прилагается):
1.
Как избавить жителей Саратова от оплаты сверхнормативного потребления и сколько денег нужно на модернизацию тепловых сетей - директор Территориального управления по теплоснабжению в Саратове "Волжская ТГК" Вячеслав Янков.
http://rec.tomsk.gov.ru/print/2009-07-232.
ТЕПЭКом займется ПРОКУРАТУРА Сочи - депутатский запрос депутатов городского Собрания Виктора Курпитко и Михаила Бугриева.
http://www.bs-sochi.ru/node/15